Непростая «упрощенка»

Оформить ДТП без лишних хлопот пока не получается

В Европе уже много лет большинство ДТП оформляются без участия полиции. Россия пока делает первые шаги на этом пути. И все же в обозримом будущем отечественным автомобилистам, попавшим в ДТП, все же придется проводить по несколько часов в ожидании сотрудников ГИБДД...

Проще ли самому?
В 2009 году в нашей стране начала действовать система «Европротокола», которая позволяет регистрировать страховой случай без непосредственного участия представителей дорожной инспекции. При соблюдении, разумеется, нескольких условий:
- в ДТП участвуют только два транспортных средства;
- не нанесен вред здоровью;
- оба участника ДТП имеют полисы ОСАГО и не расходятся в оценке обстоятельств происшествия.
При этом максимальная сумма ущерба по предварительной оценке - 25 тысяч рублей. Эта схема и есть так называемая «упрощенка» по ОСАГО, призванная облегчить жизнь тех, кто за рулем. Однако пользуются ей единицы. Почему?
Оформлять ДТП без ожидания инспекторов и составления ими на месте схемы аварии, казалось бы, проще. Но... Мало кто знает, как правильно пользоваться «упрощенкой». Кроме того, непонятно, как самому оценить ущерб.
Представим, что произошло ДТП. Жертв нет, оба водителя согласны, что один из них точно виноват. Но вы же не автомеханик, чтобы определить, в какую сумму влетит ремонт. Вам может казаться, что он обойдется, скажем, в 10 тысяч руб. А на станции техобслуживания посчитают, что в 40 тысяч руб. Так что сами водители - первые, кто относится к «упрощенке» с опаской.
Другая сторона - страховщики. И не всегда они, по словам автолюбителей, идут навстречу. Поди докажи, что авария на самом деле произошла. Иногда не верят даже протоколам инспекторов, что уж говорить про самостоятельное урегулирование?
- За рубежом давно действует система «упрощенки», - говорит председатель самарского отделения Всероссийского общества автомобилистов Олег Мартин. - Участникам ДТП достаточно просто приехать в свою страховую и сообщить о страховом случае - никто в нем не усомнится. У нас же больше шансов получить компенсацию, только отстаивая свое мнение в суде. Но кто захочет тратить на это время и нервы? Проще согласиться на «синицу», то есть ту сумму, которую предлагает страховая компания, чем добиваться «журавля» с адвокатом.

Законные и фальшивые
Дело осложняется еще и тем, что при «упрощенке» никто не проверяет документы виновника ДТП - данные паспорта, основание владения машиной и др., порой ключевые для принятия решения, обстоятельства. Если страховая компания, приняв документы, выяснит, например, что полис другого участника происшествия выдан компанией, прекратившей свою деятельность, суд наверняка не удовлетворит претензии потерпевшего. Страховщиков тоже можно понять. Случаи, когда им пытаются предъявить фальшивые бумаги, нередки, а факт мошенничества в этой сфере непросто доказать. Так что они тоже хотят себя обезопасить.
Кстати, Российский союз автостраховщиков на днях забил тревогу из-за появления крупной партии поддельных полисов ОСАГО. Номера фальшивок соответствуют бланкам полисов, действительно выданным страховым организациям. Угловые штампы и печати идентичны оригинальным штампам и печатям страховщиков, квитанции А-7 вплоть до номера копируют квитанции, используемые страховыми организациями. Но некоторые приметы позволяют определить подделку. Качество бумаги на ощупь хуже оригинальных бланков. Серия и номер полиса не рельефны. Кроме того, поддельные полисы не имеют водяных знаков с логотипом РСА. Название поддельного полиса звучит как «Страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортных средств» - в оригинале же слово «владельцев» используется во множественном числе. Так что, предупреждают в Союзе, будьте бдительны, оформляя полис на следующий год.
Еще одна проблема - бумажная волокита при оформлении ДТП. Желающий воспользоваться «упрощенкой» обязан предоставить своему страховщику извещение об аварии. В нем должен быть прописан непривычный для российских водителей порядок действий после ДТП, а также - все риски, которые добровольно берут на себя обе стороны.
Об этих нюансах многие просто не знают или не представляют, как правильно заполнить документ и допускают ошибки. По статистике РСА, страховщики отказывают в выплате по Европротоколу именно из-за неверного оформления извещения о ДТП, в 79% случаев.

Комиссары в помощь инспекторам
Эксперты считают, что активное применение автолюбителями упрощенной схемы заметно разгрузило бы ГИБДД. Ведь сейчас инспекторов ждут так долго только потому, что их катастрофически не хватает.
- Здесь была бы незаменима помощь аварийных комиссаров, в том числе представляющих интересы самих страховщиков, - поясняет Олег Мартин. - И такая инициатива всерьез рассматривается. Но, на мой взгляд, первоочередным шагом должно стать не это, а изменения в законодательстве, которые бы четко регламентировали отношения страховых компаний и владельцев полисов. Например, принимались в качестве бесспорного доказательства видеозаписи с места происшествия. Сейчас практически каждый мобильный телефон оборудован камерой, и сделать снимки совсем несложно. Но у нас их не готовы принимать в качестве основания для выплат.
Впрочем, ситуация может измениться: Минфин предлагает проект поправок к закону об ОСАГО. Ведомство считает, что нужно ввести право регресса к участникам аварии (то есть право обратного требования страховщика, осуществившего страховую выплату, к лицу, причинившему вред. то есть страховщик, возместивший своему клиенту-потерпевшему убытки, вправе истребовать их с виновника. - Прим. «Репортера»), решившим не вызывать сотрудников ГИБДД, в случае если они не представили поврежденные машины на осмотр, а также не направили извещения о ДТП. Кроме того, РСА считает целесообразным законодательно закрепить схемы ДТП, которые используются для описания страхового случая в извещениях об аварии. Сейчас типовые схемы не являются официальным документом.
Наконец, главное, что должно порадовать автовладельцев, - предложение увеличить лимит возмещения по ОСАГО с 25 до 50 тысяч руб. Ведь отсутствие разногласий в оценке ущерба - основной принцип системы упрощенного оформления ДТП.

Мнение эксперта
Михаил ЕФИМОВ, директор по страхованию ОАО «ИНТАЧ СТРАХОВАНИЕ»:
- Если у вас есть какие-либо сомнения о сумме ущерба, если вам кажется, что она превышает 25 тысяч рублей, мы рекомендуем не прибегать к упрощенной системе оформления ДТП. Если ремонт будет стоить дороже, страховщик, оформляющий убыток по упрощенной процедуре, не будет иметь права доплатить автомобилисту сверх установленной законом суммы в 25 тысяч рублей. В любом случае, мы советуем вам позвонить в страховую компанию, специалисты которой подскажут вам правильный порядок действий и, если обойтись без вызова ГИБДД нельзя, помогут вам вызвать инспектора.
 

Версия для печати