В ночь на 6 декабря в районе в результате стихийного бедствия, вызванного резким обледенением и сильным порывистым ветром, без электричества остались более 15 тысяч жителей из 67 населенных пунктов. Под тяжестью льда рухнули 130 опор ЛЭП. В районе был объявлен режим ЧС. Власти поставили задачу ликвидировать последствия аварии до вечера понедельника, 13 декабря. На 11 декабря восстановительные работы велись в 37 поселках.
7 тысяч жителей Кошкинского района остаются без света, по данным на вечер 11 декабря
Ужин при свечах
«Репортер» отправился в район на следующий день после ЧП. Подъезжая к Кошкам, мы увидели жуткую картину. Словно здесь пронесся смерч, а затем наступил ледниковый период. Обледеневшие деревья, лежавшие вдоль трассы, были буквально выкорчеваны и сломаны пополам. Табличка с названием села и дорожные знаки были покрыты слоем льда толщиной больше 10 см.
Когда мы добрались до поваленных опор ЛЭП, начало темнеть. Аварийные бригады трудились, не покладая рук. Место завала освещали фары автомобилей.
Затем мы побывали в погрузившемся в кромешную тьму поселке Большая Романовка. Ехали практически на ощупь - на свет свечей, мерцавших в окнах. Постучались в первый попавшийся домик, дверь открыл молодой человек.
- Ветер в ночь на 6 декабря выл страшно, - вспоминает Денис Меркулов. - Было не по себе. Утром я вышел и увидел много поваленных деревьев. На крыши некоторых домов упали березы. Хорошо, что все случилось ночью, а то бы люди пострадали. Днем попытались сделать как можно больше дел. А сейчас вот сидим на кухне со свечкой, общаемся. А что еще делать?
Пока мы разговаривали с парнем, на пороге дома появилась его мама, Любовь Меркулова, с 8-летней дочкой Дашей.
- Мы бы вас пригласили на чай, - говорит женщина. - Но со свечкой толком ничего не можем приготовить. Такой аварии, сколько здесь живу, никогда не было. Дочка в школу не пошла, пришлось договариваться с родственниками, чтобы с ней посидели. Страшно с работы возвращаться - такая темень, что не видно тропинки. Я работаю воспитателем в приюте, так там детки сидят в одной комнате со свечой, боятся ходить по зданию.
«Репортер» попытался во мраке протоптать заваленную снегом дорожку к зданию Кошкинского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, но сошел с дистанции. Здание погрузилось во тьму, только в одном окошке горела свеча. У забора в снегу было настоящее кладбище высоковольтных проводов. Видимо, сюда энергетики еще не добрались. С директором учреждения мы пообщались позже по телефону.
- У нас не было света несколько дней, - рассказала Ольга Будылина. - Сегодня (9 декабря. - Прим. «Репортера») центр обещали подключить к генератору. К нам привезли пять детей из другого поселка, сейчас у нас 23 воспитанника. Персонал справляется, кухня функционирует в том же режиме, что и до аварии, все детки сыты.
Уроки в каникулы
Нам удалось также дозвониться до директора Кошкинской общеобразовательной школы.
- На этот раз нас Бог миловал, - говорит Борис Бенбетьев. - А летом ураган снес крышу школы. Сейчас у нас разместились энергетики из Подмосковья. Места всем хватило. Школа работает, и к нам приезжают заниматься ребята из других поселков.
В Надеждинской школе учебный процесс тоже идет.
- Из-за аварии наши дети только один день не учились, - говорит директор Александр Романов. - Подключили автономный генератор, так что пока все нормально. Стараемся уроков поменьше задавать, чтобы ребята успели их дотемна сделать.
А вот в Ермаковской средней школе у детей не было уроков почти всю прошедшую неделю.
- Дело в том, что большинство наших учеников - из других населенных пунктов, - объясняет директор Николай Платонов. - Мы просто физически бы не успели дотемна провести уроки и отвезти их обратно. Чтобы наверстать учебную программу, дети будут учиться в выходные и каникулы.
По словам директора детского сада в селе Орловка Надежды Вершининой, в учреждении почти неделю не было света. А так как отапливается детсад от электрической котельной, то не было и тепла.
- Нам только что привезли генератор, - рассказывает Вершинина. - Сегодня (9 декабря. - Прим. «Репортера») будем прогревать здание, а завтра уже и детей примем. Родители с трудом справлялись в эти дни: работать надо, а многим детей оставить не с кем.
Больница сельского поселения Большое Ермаково всю неделю принимала пациентов, хотя в учреждении не было ни света, ни отопления.
- Мы работаем в привычном графике, - говорит врач больницы Любовь Белова. - А куда деваться - авария аварией, а люди нуждаются в медицинской помощи.
Спички и керосин - в дефиците
Среди тех, кто остался без света, оказался и глава Кошкинского района Виктор Титов.
- До этого три дня шел дождь, а потом температура резко опустилась до минус десяти, - вспоминает Виктор Титов. - На утро 5 декабря Кошки, где я живу, частично погрузились во тьму. У меня тоже свет отключили. Жили при свечах. В районе организовали дополнительную поставку керосина, свеч. Стали закупать генераторы, хотя, учитывая незавидное положение наших соседей Ульяновской области и Татарстана, они оказались в небывалом дефиците.
Жители некоторых населенных пунктов из-за бедствия остались без питьевой воды.
- Несколько дней нам привозили воду из Кошек, - говорит жительница Большого Ермаково Светлана Элекина. - Вот недавно только дали. Света до сих пор нет. Зажигаем свечи, но их запас тоже не бесконечен. А пополнять негде. В магазине шаром покати. Я соцработник, и мои пожилые подопечные очень страдают без света. Многие сожгли весь свой запас церковных свечей.
По словам продавца сельского магазина Натальи Петуховой, большим спросом у людей пользуются спички.
- В первый же день люди скупили весь керосин, - говорит Наталья. - Свечи, фонари и батарейки в поселке днем с огнем не сыщешь.
- Ночью, когда все случилось, мы с дочкой сидели и слушали, как падают деревья, - вспоминает Николай Абрамов, житель села Большое Ермаково. - Треск стоял громкий, провода рвались, опоры падали. Одна такая упала на мой дом. Попадали и деревья. Часть веток я спилил, но больше не разрешили, так как они могут повредить газопровод. Мне вчера генератор дали. В доме хотя бы потеплее стало.
Горе фермеров
Тем временем председатель СПК «Надеждино» Кошкинского района Геннадий Инкин уже подсчитывает убытки. В его хозяйстве содержится 800 голов крупного рогатого скота, из них 410 - дойные коровы.
- В течение двух дней, пока не было электричества, коров доили вручную, - говорит Инкин. - Во вторник в хозяйство прибыла помощь из Оренбургской области. «Оренбургэнерго» прислало дизельную электростанцию. За свой счет мы обеспечиваем ее дизельным топливом, причем каждый раз заливаем по 250 литров. Теперь на ферме электричество есть, однако все же две дойки в самый критический момент мы пропустили. Серьезно упали суточные надои, если раньше они составляли 8-9 литров в сутки, теперь около пяти.
Последствия отсутствия электричества, по мнению Инкина, придется расхлебывать не меньше месяца. Из-за срыва технологического процесса коровы могут заболеть маститом. Животноводческой ферме явно предстоят расходы на лечение буренок.
Режим ЧС сохраняется
В первые дни на ликвидацию последствий стихии было брошено более 20 бригад специалистов и около 50 единиц спецтехники. Примерно 70 котельных района и водонапорные башни снабжались электричеством от десятков дизельных электростанций, привезенных из разных районов области, а также из Оренбурга и Бузулука. На помощь самарским энергетикам из Подмосковья прибыло восемь бригад рабочих.
По поручению министерства природопользования, лесного хозяйства и окружающей среды Самарской области уборкой деревьев занимаются бригады лесорубов из разных районов губернии. Жители Кошкинского района каждый день выходят на улицы с лопатами и расчищают снег, чтобы электрики смогли беспрепятственно добираться до места аварии.
9 декабря в администрации Кошкинского района состоялось выездное совещание под руководством вице-губернатора области Александра Нефедова. В нем приняли участие представители министерств области, МЧС, энергетических компаний, администраций района и сельских поселений. Александр Нефедов отметил, что обледенение района, ставшее следствием природных катаклизмов, - уникальное для Самарского региона явление. По его словам, подобной погодной аномалии не могут припомнить даже старожилы.
- Восстановительные работы идут круглые сутки, - отметил Нефедов. - Сейчас в ликвидации последствий стихии задействовано более 250 человек. Совместно с энергетиками и главами сельских поселений мы разработали почасовой график работы по каждому поврежденному объекту. Необходимо в кратчайшие сроки составить дефектную ведомость по каждому поселению, чтобы реально оценить потери и оказать району необходимую финансовую поддержку.
Как только в районе подготовят смету с обоснованием необходимых расходов для устранения последствий ЧП, состоится внеочередное заседание правительства области, где будет принято решение о выделении конкретной суммы.
Энергетики против стихии
По данным на 10 декабря, специалисты «Самарских распределительных сетей» установили 147 опор, смонтировали 4380 метров линий электропередачи мощностью 10 кВ. За счет резервных подстанций и дизельных генераторов электричеством обеспечены все социально значимые объекты района.