«Мы их спасли с Божьей помощью!»

Самарские отшельники вернулись домой из сибирской тайги

Елена Латкина (слева) и Вера Задкова опасаются, что архимандрит будет их преследовать
Фото:

Рита Сарытдинова давно бы тайги покинула общину, но не имела такой возможности - она прикована к инвалидному креслу
Вера Арнаутова рада возвращению дочери
Елена Тельных переживает, что не смогла вернуть свою тетю домой
Отец Константин хочет опять увести монахинь в тайгу

27 ноября в Самару поездом №141 «Екатеринбург - Симферополь» приехали монахини Вера (Вера Задкова) и Васса (Елена Латкина), четыре года бродившие по Восточным Саянам в составе группы паломников. Также решившуюся оставить общину монахиню-колясочицу Серафиму (Риту Сарытдинову) определили в один из уральских монастырей. Напомним, бывший священник храма в Похвистнево отец Константин (в миру Александр Воробьев) в 2006 году, обещая спасение души, увел в тайгу около 30 человек, среди которых было много женщин, детей и инвалидов. За эти годы более 20 паломников покинули общину, не выдержав тяжелых условий, а пятеро умерли. «Репортеру» стали известны эксклюзивные подробности спасательной операции последних членов общины.

Нашли по бензопиле
Со времени обращения родственников паломниц к начальнику МЧС России Сергею Шойгу до того момента, как удалось вернуть отшельниц домой, прошло около двух месяцев. Операция по спасению паломниц, с которыми в конце сентября была потеряна связь, длилась 10 дней.
После того как спасатели Республики Тыва безрезультатно облетели на вертолете местность, где предположительно могли находиться шестеро паломников, бывшая отшельница Елена Тельных и Вера Арнаутова (прихожанка храма в Похвистнево, где служил архимандрит Константин) отправились в Сибирь. Елена могла помочь сотрудникам МЧС в поисках, поскольку хорошо знала ту местность. Среди скитальцев находились родственники женщин. У Елены - тетя Татьяна Лобанова, у Веры Арнаутовой - дочь Елена Латкина.
Поиски отшельниц проходили в условиях высокогорья. К тывинским спасателям присоединились их бурятские коллеги. Они предложили прочесать горно-таежный район. Операция в горах началась 11 ноября. Членам экспедиции приходилось преодолевать перевалы практически при нулевой видимости и полном отсутствии дорог. На следующий день поисковый отряд обнаружил группу паломников в районе озера Белин Холь, в 30 километрах от границы Тывы с Бурятией.
Нашли обессиленных отшельников благодаря случаю. Рано утром спасатели услышали рев бензопилы и пошли на этот звук. Оказалось, монахи пытались напилить дрова тупой бензопилой. По словам Елены Тельных, людей нашли в брезентовой палатке с буржуйкой.
- Все паломники были ослаблены, - вспоминает Елена. - Домик на базе Додот, где жили изначально, они бросили и переселились подальше от людей, чтобы их не нашли. Так захотел Константин. Всех отшельников на вертолете отправили в Кызыл.

Страх
С тех пор как осенью с паломниками прервалась связь, они скитались по тайге. У монахов почти не было продуктов, осталось только немного крупы, из которой они варили похлебку. Ловили рыбу, ели орехи и сушеные ягоды. Когда из общины сбежал монах Василий, вопрос добычи пропитания и заготовки дров стал более актуальным. Кроме Константина, в общине остались одни женщины. Они-то и пилили дрова.
Отец Константин со своей паствой согласился временно пожить в Кызыле, чтобы восстановить силы. Затем, по просьбе архимандрита, паломников перевезли в город Тулун Иркутской области к одному из его знакомых. Там женщины находились под постоянным присмотром своего предводителя. Боясь проклятий батюшки, Вера передумала возвращаться домой. А Серафима, хоть и получила благословение покинуть общину, не имела на то физической возможности - она прикована к инвалидной коляске.
Елена Тельных и Вера Арнаутова узнали об этом, когда находились в поселке Орлик (Бурятия). По словам паломниц, Константин всячески запугивал их и грозил проклятиями. Спасатели попросили Тельных поговорить с монахинями и уговорить их вернуться. Елена и Вера Петровна срочно вылетели в Иркутскую область.
- Когда я вошла в дом, где жили монахини и архимандрит, меня затрясло, - вспоминает Елена Тельных. - Константин сидел к нам спиной, и все время я ужасно боялась, что он повернется. К счастью, с нами были милиционеры. Возможно, поэтому Константин в итоге дал матушкам Вере и Серафиме благословение на поездку домой.
Вера Арнаутова счастлива, что смогла вместе с Еленой вывезти не только свою дочь, но и других монахинь:
- Если бы мы их не вывезли, они могли погибнуть. У паломников не было ни теплых вещей, ни еды. С Божьей помощью мы смогли их спасти! Мы возвращаемся с дочерью в Похвистнево и начнем новую жизнь.
Удивительно, но спасенные паломницы не считают, что находились в секте. А вернулись, потому что осознали: Константин не тот духовный отец, с которым можно спастись.
Остались с Константином монахини Анастасия (Елена Киреева) и Нина (Татьяна Лобанова). По информации «Репортера», Константин планирует следующей весной опять увести женщин в опасные горные районы.

Уголовного дела не будет
После возвращения паломники неохотно идут на контакт и готовы общаться только через родных или близких. В день прибытия в Самару Вера Задкова сообщила, что ей тяжело вспоминать о том, как она жила в общине.
Колясочница Серафима поняла, что не может больше находиться в общине, когда сбежала монахиня Феодора, которая была приставлена ухаживать за ней.
Местонахождение женщин держится в тайне, потому что они боятся преследований со стороны отца Константина.
Тем временем уголовное дело против бывшего священника решено было не заводить. Состава преступления прокуратура Тывы не обнаружила. Никто, кроме Елены Тельных, так и не согласился дать против Александра Воробьева показаний. Матушки, покидая тайгу, умоляли «не обижать» их предводителя.
Тельных сильно переживает, что ей не удалось вернуть тетю:
- Константин до сих пор способен воздействовать на волю людей. Но я все же надеюсь, что получится уговорить ее вернуться. Правда, боюсь, что Константин опять может завести людей в тайгу и подвергнуть их опасности.

Версия для печати