Девушка хочет, чтобы прочитав ее историю-признание, наркоманы, которые не могут «слезть с иглы», оправдывая свою слабость тем, что для общество они все равно останутся «отбросами», изменят своем мнение и найдут в себе силы вернуться к нормальной жизни.
«Здравствуйте, меня зовут Настя. Я уже шесть лет не употребляю наркотики, но все равно считаю себя наркозависимой. У меня обычная семья. Родители работают на заводе. Я не могу сказать, что они мало уделяли мне времени, не занимались со мной. Просто в 11 лет я «влилась» в дворовую компанию, где были в основном парни старше меня на три-четыре года. Тогда они были для меня непререкаемыми авторитетами, и я чувствовала себя среди них защищенной. В этом возрасте я впервые покурила анашу — хотела выглядеть крутой, взрослой.
В 13 лет у меня развелись родители. Но они постоянно были рядом со мной. Папа часто навещал меня, помогал материально.
В этом возрасте я решила уколоться. И только для того, чтобы в компании не думали, что я малявка и со мной не стоит дружить. Ну и подсела на героин. Так как я не работала, приходилось воровать деньги из дома. Когда родители стали замечать, что пропадают крупные суммы, меня раздевали до трусов в поисках следов укола. Но я колола в такие места, что обнаружить прокол было сложно. Они ничего не нашли и успокоились. Наверно, подумали, что я трачу так много денег на походы в ночные клубы.
С горем пополам я окончила школу. Отец поставил перед фактом, что я буду учиться в вузе, он протолкнул меня туда через знакомых. Но мне было уже не до учебы. Вместо лекций я шла к друзьям, чтобы получить очередную порцию кайфа. Меня отчисляли за прогулы, отец платил деньги, и меня восстанавливали.
Так продолжалось около года, пока я не сбежала из дома. Три года я шлялась по наркопритонам, жила в ужасных условиях. Но тогда это казалось не так страшно. Я просто понимала, что мне никто не поможет. Я пробовала бросать, но при малейшей неприятности вновь бралась за старое.
Естественно, на наркотики нужны были деньги. Появились проблемы с милицией, несколько раз меня задерживали за кражи, мошенничество. Когда отпускали, я опять возвращалась в притон. Я уже не верила, что можно вылечиться. Передо моими глазами были живые примеры, как моих друзей обеспеченные родители возили лечить за границу, а когда они возвращались, то опять бежали к нам в притон за очередной дозой. У нас даже наркоманы так говорили: «Кто попробовал слезу мака, будет плакать всю жизнь».
Как-то проснувшись утром, я поняла, что у меня уже физически нет сил вводить в организм эту гадость. Я - опустившийся человек, в 21 год у меня нет ничего: ни родных, ни образования, ни цели в жизни. И я решила «сдаться» родителям, хотя не верила, что они мне помогут. Просто утешила себя тем, что хотя бы несколько дней посплю в чистой кровати, приму душ и нормально поем, а если приспичит - вернусь в притон.
Всю дорогу домой я страшно переживала - как примет меня мама. Думала, вдруг ей станет плохо, когда она видит меня в таком виде. Но, к моему удивлению, мама без скандала впустила меня домой, села напротив и спокойным голосом спросила, нужна ли мне ее помощь. На тот момент я не верила, что это возможно, но призналась, что нужна.
Родители вызывали медиков, мне поставили систему. Потом меня отправили в один из реабилитационных центров, хотя физическое состояние у меня уже было в норме, что не скажешь о душевном. Мысля трезво, я понимала, что меня никогда не примет общество, на мне клеймо наркоманки и от этого только все сильнее понижала свою самооценку. Да и перед родителями было стыдно, что их единственная дочь, в которую столько вложено сил, так их подвела.
После курса лечения я все равно пребывала в сильнейшей депрессии. Родители не выпускали меня за порог. Однажды отец принес мне книги о наркомании. Я тогда еще подумала: зачем мне читать об этом, я же за восемь лет на собственной шкуре все испытала и ничего нового здесь не увижу. Но от нечего делать все же стала листать страницы. И тут мне неожиданно попалась книга об американском сообществе анонимных наркоманов, и многие истории меня настолько «зацепили», что я решила узнать, есть ли у нас в Самаре подобная организация. Когда я нашла у нас в городе такую группу, то стала просить родителей отпустить меня туда, просто посмотреть, что там происходит. Но родители были против. Их предупредили врачи центра, где я лечилась, чтобы меня не пускали в эти «секты», что там не помогают, а наоборот вновь приобщают к наркотикам. Мне пришлось долго уговаривать родителей. И они все-таки меня отпустили. Я шла туда из чистого любопытства и вовсе не собиралась постоянно посещать сообщество.
Когда я в первый раз пришла, увидела хорошо одетых бывших наркоманов, многие приехали на дорогих машинах. По сравнению с ними я была замарашкой, и мне сразу захотелось уйти. Но заставив себя остаться хотя бы на одну встречу, я услышала душераздирающие истории. Мне самой захотелось высказаться, хотя новички редко рассказывают о себе на первой встрече. В конце рассказа я расплакалась и сказала, что пришла сюда, потому что опустилась ниже некуда и у меня нет друзей. Ко мне отнеслись с пониманием. После встречи подошли несколько парней и оставили свои телефоны.
Я стала постоянно посещать это общество и я поняла, насколько жизнь без наркотиков интересна и многогранна. Но пристрастие к наркотикам не прошло для меня бесследно — я ВИЧ-инфицированная. Но несмотря на это, я встретила в сообществе свою вторую половинку, год назад у нас появился сын. Он совершенно здоров, и его сняли с учета. У меня есть любимая работа, масса друзей. А все потому, что однажды я призналась себе, что я - наркоманка и попросила о помощи. Я уже несколько лет работаю в этом сообществе и помогаю таким же как я людям найти себя в жизни без наркотиков и алкоголя, ведь есть множество способов получить кайф. И что бы не случилось, я пообещала себе, что никогда не променяю сегодняшнюю жизнь на прежнюю, в которой я потеряла очень многое и самое главное — здоровье».
Мнение эксперта
Александр Голомазов, директор Медицинского реабилитационного центра «Ковчег»:
- Самое сложное осознать, что болен. Наркозависимым зачастую кажется, что они в любой момент могут прекратить принимать наркотики. Но болезнь прогрессирует, и они начинают избегать общения с родными, замыкаться в себе. Наркоманы уверены, что им никто не поможет. А нужно всего лишь честно ответить себе на несколько вопросов: «Счастлив ли я? Зачем я живу? Только для того, чтобы употреблять наркотики?» Нужно признаться себе, что в одиночку никак не справиться, набраться мужества и попросить помощи. Случай с Анастасией — это как раз тот случай, когда наркозависимый сделал вызов болезни и нашел силы с ней побороться. И таких людей много. Большую поддержку после избавления от физической зависимости окажут в сообществе анонимных наркоманов (АН). В него входят выздоравливающие наркоманы, которые регулярно встречаются для того, чтобы помогать друг другу оставаться трезвыми. Сообщество АН в Самаре существует с 1998 года и в нем состоит несколько сотен человек. Чтобы вступить в АН, нужно только желание. Членство в сообществе добровольное и бесплатное. Оно не связано ни с какой политической, религиозной или правоохранительной организацией. Опыт многих в сообществе показывает, что жить без наркотиков – это реально! Всем, кто в той или иной мере участвует в помощи наркозависимым, следует обратить на это сообщество больше внимания, действуя без предвзятости и недоверия. Успехи, достигнутые АН вызывают только уважение и благодарность!
Как признаться себе, что ты - наркоман?
В редакцию «Репортера» пришло письмо от 28-летней самарчанки Анастасии.