С 21 ноября в России начнут действовать новые поправки в ПДД. Одно из основных нововведений касается изменения приоритета движения на кольцах. Или, как сформулировано в официальных документах, на перекрестках с круговым движением. Согласно этим поправкам, движущийся по кольцу транспорт имеет преимущество. Станут ли в Самаре на манер соседнего Тольятти все кольца главными, разбирался «Репортер».
«Главные» не спасают
В Самаре в общей сложности 22 транспортные развязки. Там, где наиболее оживленное и затрудненное движение, кольца уже давно сделали главными. В первую очередь, речь идет о пересечениях: Московское шоссе / ул. Авроры, Московское шоссе / Ракитовское шоссе (18 км), Московское шоссе / ул. 22 Партсъезда, Московское шоссе / проспект Кирова, ул. Антонова-Овсеенко / ул. Советской Армии.
- Несмотря на то, что на кольцах Московское шоссе / Ракитовское шоссе и Московское шоссе / Авроры созданы все условия для лучшей проходимости транспорта, эти участки все равно остаются проблемными, - считает начальник отделения дорожной инспекции и организации движения ОГИБДД УВД Самары Андрей Карпочев. - Слишком большой поток машин въезжает на эти кольца, причем со всех сторон. Там всегда много столкновений. Практика показывает, что круговое движение при плотности движения в нашем городе не спасает от пробок и ДТП. Нужно искать новые решения. Потому не надо рассматривать поправку в ПДД, касающуюся смены приоритета колец, как панацею от наших дорожных бед.
«Спорные» развязки
Основная задача принятых в Госдуме нововведений заключается в том, чтобы водитель не путался на кольцах. Все они должны стать главными. Однако, по мнению гаишников, на некоторых самарских развязках делать это нецелесообразно, поскольку эта мера только усугубит ситуацию.
- Приведу такой пример, - вспоминает Андрей Карпочев. - Мы хотели на выезде из города за Южным мостом сделать кольцо на пересечении Южного шоссе и ул. Уральской главным. Таким образом мы надеялись разгрузить поток машин. Но, с другой стороны, мы могли «перекрыть кислород» тем, кто пытается въехать на это кольцо со стороны поселка Яицкое. При таком раскладе они будут стоять в вечной пробке и в город попасть не смогут. Очень много машин въезжает на развязку и со стороны поселка Рубежный, и со стороны Сухой Самарки. Поэтому к каждому кольцу необходимо подходить индивидуально, с учетом интенсивности дорожного движения.
И все же минимум две транспортные развязки в Самаре через некоторое время станут полностью главными. А именно кольцо на пересечении проспекта Кирова и Стара-Загоры, где пока въезжающий на развязку с проспекта транспорт имеет приоритет, и развязка ул. Стара Загора / ул. 22 Партсъезда.
- Но эти решения будут приняты только после согласования с департаментом обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ, - пояснил Андрей Карпочев. - Да, они нас поддержали в том, что нет смысла в Самаре делать все кольца главными, как, например, в Тольятти. Там город молодой, с широкими улицами и проспектами. Для них этот вариант подходит. Госавтоинспекция в регионах должна определять самостоятельно, где менять приоритет на развязках, а где - нет. К примеру, не стоит делать главным кольцо ул. Авроры / ул. Промышленности. Оно слишком маленькое. Изменение приоритета может снизить пропускную способность улицы Промышленности, которая и так в утренние и вечерние часы намертво стоит в пробках.
Рассматривать необходимость смены приоритетов на самарских кольцах в ГИБДД Самары будут до начала следующего лета
Кольца станут перекрестками?
- Есть еще один вариант решения проблемы загруженности самарских дорог, - говорит Андрей Карпочев. - Кольцо можно «прорезать» и сделать перекрестком. Так, например, было сделано на пересечении 22 Партсъезда и Московского шоссе. Там теперь главная дорога идет по прямой, не заходя на кольцо. Поэтому этот перекресток еще более-менее справляется с потоком машин. Это решение действительно может оказаться панацеей от пробок на некоторых транспортных магистралях и применять его нужно незамедлительно. В Самаре с каждым днем машин становится все больше, и мы может дотянуть до того момента, когда эта мера уже станет неэффективной. И придется строить новые развязки - двух, трех уровней.
Получается, новая поправка в ПДД на практике коснется всего нескольких самарских колец. После тщательной экспертизы и оценки целесообразности смены приоритета, львиная доля «неглавных» колец свой статус сохранит.
Из Постановления Правительства Российской Федерации от 10 мая 2010 г. № 316 г. Москва о внесении изменений в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090: пункт 13.9 дополнить абзацем следующего содержания:
«В случае если перед перекрестком с круговым движением установлен знак 4.3 («Круговое движение») в сочетании со знаком 2.4 («Уступите дорогу») или 2.5 («Движение без остановки запрещено»), водитель транспортного средства, находящегося на перекрестке, пользуется преимуществом перед выезжающими на такой перекресток транспортными средствами».
Круговая проруха
Только на нескольких «неглавных» самарских развязках движущийся по кольцу транспорт получит полное преимущество