«Просто мы хотели подраться»

Четырех парней из Тольятти судят за охоту за «инородцами»

Сейчас постоянная сессия самарского областного суда в Тольятти под председательством судьи Валентины Черновой рассматривает уникальное в своем роде уголовное дело. На скамье подсудимых сидят молодые жители Автограда. Их обвиняют в зверских расправах над представителями неславянских национальностей. Итог кровавых вылазок: двое убитых, еще два человека тяжело ранены.

Кровавый квартет
Группу агрессоров, как установило следствие, возглавлял ныне 24-летний студент-заочник тольяттинского филиала Самарского аэрокосмического университета Александр Пронин. В «боевые походы» он ходил вместе со своими приятелями из Тольяттинского механического техникума, который находится в том же здании, что и его вуз, - 18-летним Дмитрием Лишиком и 19-летним Дмитрием Материкиным. Их постоянным компаньоном был 20-летний приятель Олег Исаев, ранее судимый за дерзкие имущественные преступления.
Эта четверка не принадлежала к какой-либо нацистской структуре. Они действовали самостоятельно, по собственной инициативе нападали на «нерусских». Впрочем, как сообщил «Репортеру» следователь по особо важным делам Дмитрий Крымов, в производстве которого находилось это дело, в дальнейшем они вполне могли бы влиться в ряды националистов в качестве самостоятельного силового звена.
- Представителей неславянских национальностей они называли «инородцами», - говорит Крымов. - Такой термин я впервые встретил в своей практике.

Жертвы
Сколько точно вылазок совершили налетчики известно, пожалуй, только им. Первой их жертвой, как установило следствие, стал 19-летний Шамиль Хабитов - племянник известного боксера Алисултана Надирбегова. Ранее юноша занимался борьбой, а в последнее время пробовал свои силы в боксе. Он тренировался в Тольятти у титулованного профессионала - интерконтинентального чемпиона, чемпиона Европы по версии EBU Дэви Гогии.
По его словам, он видел в Шамиле перспективного спортсмена. «У него был жесткий удар», - признается Гогия. Но новой звезде не суждено было вспыхнуть.
Вечером 12 августа прошлого года Пронин, Исаев, Лишик и Материкин увидели Хабитова, сидевшего на лавочке у дома №16 на бульваре Баумана. Лишик остался наблюдать за происходящим, а трое его сообщников набросились на Шамиля. Во время потасовки Пронин и Исаев пустили в ход ножи.
Получивший тяжелые колото-резаные ранения легких и печени, боксер все же смог вырваться от преступников. Истекая кровью, он добежал до своего дома. Родственники вызвали «скорую». Но врачи так и не смогли спасти его...
Тем временем, пока «неотложка» везла Хабитова в больницу, бойцы с «инородцами» разбегались в разные стороны. По пути Исаеву на глаза попался 15-летней школьник, уроженец Казахстана, кстати, тоже боксер. Разгоряченный хулиган, не раздумывая, ударил его ножом в туловище. Подростка от смерти спасла боксерская реакция. Он успел подставить под удар руку. Лезвие прошло насквозь, вошло в брюшную полость, но не дошло до печени лишь несколько миллиметров. Пострадавший потом долго лечился от полученной травмы.
В следующий раз молодчики вышли на охоту вечером 19 августа. Но уже без Материкина. И там же, в 1-м квартале Автозаводского района, в их поле зрения попали двое взрослых азербайджанцев - Васив Поджагвердиев и Арзу Джафаров, которые работали грузчикам на одном из предприятий.
Лишик, как установило следствие, без лишних слов бросился избивать Джафарова. Следом Пронин один раз ударил его ножом. Второго удара не последовало потому, что лезвие ножа согнулось. В это же время Исаев наносил удары ножом в спину Поджагвердиева.
Налетчики затем разбежались, побросав оружие. Кто-то из прохожих остановил для пострадавших такси, на котором они доехали до ближайшего травмпункта. Но Поджагвердиев скончался от полученных ран.

До 20 лет лишения свободы
Правоохранители возбудили отдельные уголовные дела по фактам нападений. Однако о существовании некой группе нацистов сначала ничего известно не было. Затем милиционеры выловили в Интернете переписку, в которой говорилось, что Александр Пронин с товарищами «мочит» «нерусских».
Молодых людей задержали. Но Пронин оказался твердым орешком. На допросах он отказался что-либо говорить, утверждая, что ни в каких налетах не участвовал.
Во время следствия Лишику и Материкину инкриминировали статью 116 УК РФ «Побои», так как они пускали в ход только кулаки. А вот их сообщникам предъявили куда более серьезное обвинение. Исаеву - убийство двух лиц совершенное группой по предварительному сговору и в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью. Пронину - убийство, два покушения на убийство и вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений. Причем в каждой из статей обвинения Пронина и Исаева есть пункт: совершено по мотивам национальной ненависти.
На судебном процессе уголовные дела в отношении Лишика и Матеркина прекратили. Следующее заседание состоится 5 октября, на нем будут заслушаны ходатайства сторон. Возможно, кто-то потребует допросить дополнительных свидетелей. Как сказал «Репортеру» следователь Дмитрий Крымов, подсудимые могут получить до 20 лет лишения свободы.

Как ни в чем не бывало
«Репортер» встретился теперь уже с бывшим обвиняемым Дмитрием Лишиком у него дома. Свои кровавые вылазки он объяснил просто: «У нас война с ними». При этом он подчеркнул, что убивать никого не планировалось. «Просто мы хотели подраться», - заявил парень.
Сейчас Дмитрий ведет прилежный образ жизни. Не пропускает занятия в техникуме, а после его окончания желает получить высшее образование.
Глядя ему в глаза, «Репортер» так и не понял, научили ли его чему-нибудь несколько месяцев проведенные в изоляторе...
 

Версия для печати