Недавние пожары в двух селах губернии - Тимашево и Кулешовке - оставили 30 человек без жилья, имущества, вещей. Не за горами холода, и люди переживают, где они будут коротать осенние дни и ночи. Пока погорельцев приютили родственники. Кто-то живет на огороде в сарайчике.
Гуси и поросята живут на пожарище
Правительство Самарской области обещает не бросить людей. Деньги на неотложные нужды - 100 тысяч рублей - все семьи уже получили. Жизнь понемногу налаживается.
- Мы вшестером живем в летнем домике - одна комнатка и кухня, - говорит мама троих детей Мария Куземина, жительница села Кулешовка Нефтегорского района. - Тесновато, зато все живы и здоровы.
19 августа, огонь, охвативший соседний дом, заметила шестилетняя дочка Куземиных, Юля. Прибежала с улицы, кричит: «Мама, горит!» «Наверное, соседи костер жгут», - подумала Мария и тут же увидела, как во двор летят горящие куски шифера. Прямо в стог сена. Дальше огонь «напал» на сарай, сени, крышу и «побежал» на близлежащие дома. Даже взрослые не сразу сообразили, что делать.
- Я за документы схватилась, а сын Вова побежал скотину выпускать из загонов, - вспоминает Мария. - Только он и догадался, хотя мальчишке всего 11 лет. Напуганные поросята выбежали из своего загона, а потом всю ночь ходили за спасателями, - смеется женщина.
Теперь поросята и гуси ни в какую не хотят уходить с пепелища и упорно живут в своих летних загончиках на старом месте. Куземины пробовали загнать гусей на новое место, где сейчас живет семья, но птицы каждый раз возвращались домой. Так что Куземинам волей-неволей приходится каждый день приходить к сгоревшему жилищу, чтобы покормить животных.
Версий пожара у сельчан несколько. Куземины полагают, что у соседей взорвался газовый баллон. Кто-то полагает, что причиной возгорания стала жара.
Обновки для школьников
Из денег, полученных от правительства области, Куземины уже потратили половину.
- Нам пришлось покупать и инструменты, чтобы как-то летний домик приспособить под относительно нормальное жилище, и разные предметы обихода - от зубных щеток до шкафчиков. Купили зерно, чтобы молоть муку.
В большой семье деньги утекают как вода - на продукты, на лекарства. Муж Марии лежит дома с температурой. Он пострадал при пожаре. Ожоги заживают неважно, на восстановительные мази требуется немало средств. Несмотря на все трудности, Куземины не опускают руки. Уже купили новую одежду для двух детей-школьников.
- Перед пожаром у нас было куплено все, что нужно для нового учебного года, - говорит Мария. - И форма, и обувь, и спортивная одежда, и канцтовары. Все сгорело. Мы благодарны местной школе, которая выделила нам 12 тысяч на учебники и форму. И соседи, и знакомые, и родные нам помогают. Вице-губернатор Александр Нефедов приезжал к нам прямо в день пожара, сказал, что область нас не бросит. На днях позвонили из правительства и сказали, что к нам приедет представитель министерства образования и вручит всем четверым школьникам из пострадавших при пожаре семей канцелярские принадлежности. Для нас это будет хорошим подспорьем, ведь купить снова все, что у нас сгорело, для двух человек разорительно.
Ремонт закончили к пожару
Из загоревшихся в Кулешовке четырех домов не уцелел ни один. Даже кирпичный добротный коттеджик площадью около 100 квадратных метров семьи Мордвиновых раскрошился как песок. Хозяйка Раиса Алексеевна не может сдержать эмоций:
- С 1993-го года мы строили этот дом! Сколько сил и души вложено! О деньгах и говорить тяжко. Несколько лет назад сделали пристрой - спальня, ванная, туалет, терраса. Недавно брали кредит на ремонт - 120 тысяч. В июле последнюю выплату внесли и взяли кредит на 100 тысяч в двух банках на пластиковые окна. И вот отремонтировали к пожару...
Полученные сто тысяч лежат нетронутыми в ожидании строительства. По нормам, супругам положен дом в 40 кв. м (из расчета 18 кв. м на одного прописанного). А было-то почти 100! Мордвиновы экономят каждую копейку, они готовы доплатить, чтобы их новое жилище было не меньше сгоревшего.
- Просто чудо, что в момент пожара мои внуки ушли гулять, иначе погибли бы, - рассуждает Раиса Алексеевна. - Они обычно сидели за компьютером в дальней комнате, а пожар начался с сеней. Пока бы они почувствовали, огонь бы уже все пути к выходу перекрыл. А нас с мужем дома не было. Утром ушли по делам, а вернулись на пепелище. Все сгорело дотла. И соседи, и родственники нам помогают, наша служба соцподдержки снабдила нас всеми нужными вещами - и одежда, и обувь, и посуда, и постель у нас есть.
В Кулешовке строительство пока не начато. Документы проходят процедуру согласования в министерстве строительства Самарской области. В ближайшее время должен решиться вопрос о выделении пострадавшим средств на строительство жилья. Люди искренне надеются, что к зиме въедут в новые дома.
Зарплату - погорельцам
Село Тимашево Кинель-Черкасского района прогремело в губернских новостях через день после Кулешовки, 21 числа. В одном из домов частного сектора жильцы включили обогревательный прибор, произошло замыкание. Хозяева не смогли справиться с пламенем, и оно перекинулось на соседний дом, затем на третий, четвертый. Быстрому распространению огня способствовала трехмесячная засуха, и то, что дома постройки 60-х годов стояли в опасной близости друг к другу – всего в двух-трех метрах.
В итоге - четыре сгоревших дома, 15 человек остались без жилья. Как кулешовские погорельцы, тимашевцы ютятся у родственников в своем селе. Зато последним помогает не только губернская, но и местная власть.
- Пострадавшие получили 100 тысяч рублей из областного бюджета и еще столько же от района, - сообщил глава сельского поселения Тимашево Александр Ковылин. - Кроме того, каждой семье от разных бизнес-структур выделили плитку и холодильник. Всем необходимым на первое время мы людей обеспечили, идет сбор средств на расчетный счет. Все предприятия и организации нашего района перевели однодневную зарплату в пользу погорельцев.
Районная власть в Кинель-Черкассах активно взялась за дело. Вся территория пожарища уже зачищена. Строительство начнется со дня на день. Ведь основные материалы уже завезли: 40 тысяч штук кирпича, тысячу бетонных блоков, пять тонн цемента. Скоро подвезут остальное. Стройматериалов, говорит Ковылин, хватит всем. Люди настроены позитивно.
- Мы хотим успеть до зимы построить жилище площадью хотя бы 30-40 квадратных метров, на первое время - говорят тимашевцы. - Перезимуем - и продолжим работу.
Есть жизнь после пожара
Сельские погорельцы начинают строить новые дома и собирают детей в школу