Вразумить мам и пап, отказавшихся материально помогать своему ребенку, судебные приставы решили нестандартным способом. В течение двух следующих недель неплательщикам будут вручать рисунки и письма их собственных детей. В предварительном рейде принял участие и «Репортер».
«Только бы одумались»
- Многие алиментщики специально не устраиваются на работу, записывают имущество на третьих лиц, скрываются от нас только ради того, чтобы не платить, - рассказывает заместитель руководителя УФССП по Самарской области Ольга Крутова. - Но ведь эти деньги предназначены для их детей! Эту акцию мы специально проводим в преддверии 1 сентября. Ребенка нужно собрать в школу: купить учебники, форму, канцтовары. Мы это делаем для того, чтобы маленький человечек не узнал, что есть такое понятие, как «социальное неравенство». А тут папа или мама отказываются выделить из своих зарплат деньги на алименты. Мало того что ребенок лишен одного из родителей, так еще плохо обеспечен материально.
Необычная акция по взысканию алиментов проводится служебными приставами уже второй год. Детей просят нарисовать что-то для родителей или написать им письмо, которые затем вручают нерадивым родителям.
- Основной посыл — это даже не заставить заплатить алименты, а напомнить взрослым, что у них есть дети, - объясняет Ольга Крутова. - Только бы они одумались. Некоторые не платят из-за того, что опустились. Но есть люди, занявшие принципиальную позицию — не буду, и все тут. Расстались в плохих отношениях со второй половиной, а страдает ребенок. Хотя часто встречаются родители, которые не могут платить, потому что потеряли работу. Такие почти всегда плачут, когда видят рисунки или письма. И с радостью принимают наше предложение встать на учет в службе занятости, а пока не найдется работа - получать пособие, из которого хоть какая-то сумма будет перечисляться ребенку.
Отцовские слезы
На часах — 7.00. Именно в это время судебные приставы выходят «на охоту». Практика показывает, что только ранним утром или поздним вечером можно застать дома злостного неплательщика алиментов.
В рейд «Репортер» отправился вместе с Юлией Щукиной, приставом с 10-летним опытом за ее хрупкими плечами, Сергеем Гуляевым, Алексеем Семеновым. В руках у Алексея, который не перестает шутить, разгоняя общую сонливость, продолговатый предмет, похожий на зонтик. Это электрошокер — для особо буйных.
- Бывает, что человек получает несколько предупреждений, его постоянно вызывают в управление, а он не реагирует, - поясняет Сергей. - Тогда мы приезжаем в качестве сопровождения. Ну а если он сопротивляется, в ход идут спецсредства.
По первому адресу, куда приезжают приставы, проживает Андрей Михайлов. Дверь комнаты в коммунальной квартире открывает заспанный мужчина. Не успев дослушать пристава, он начинает требовать взыскания зарплаты, которую ему якобы не выплатили с последнего места работы. А когда его просят заполнить бланк, подтверждающий, что он получил второе предупреждение, Михайлов долго не может вспомнить дату рождения своего 4-летнего сына Никиты. Юлия Щукина протягивает ему рисунок своей собственной дочери, рассказывает про акцию и про то, что скоро принесет ему рисунок уже его сына. Папаша как-то сразу поникает, прячет лицо. Но не успевает спрятать слезы, когда провожает приставов до дверей.
Исправившаяся мама
У Надежды Сидоровой три дочки. Диане - 12 лет, Алесе - 8, а Насте — 6. Все они находятся под опекой приюта для детей и подростков «Ровесник» с июля 2009 года.
Сидорову частично лишили родительских прав по нескольким причинам: не было работы, зато имелся пьющий сожитель, постоянно конфликтовавший с девочками. Да и в квартире постоянно было грязно. Вот только когда дочек забрали, в жизни Надежды произошел переломный момент. Она почти сразу нашла работу продавца на рынке, привела жилище в надлежащий вид и даже заставила своего гражданского мужа пойти с ней к семейному психологу.
- Надежда очень простая женщина, окончила только среднюю школу, - рассказывает Юлия Щукина. - Когда детей забрали в приют, она сделала все, чтобы их вернуть. Постоянно к нам приходила, приносила квитанции об уплате алиментов. Это именно та ситуация, когда ты в полной мере ощущаешь удовлетворение от своего дела. Вот сегодня мы ей отдадим документы, которые подтверждают ее родительские права.
«Клуб по интересам»
Во многих адресах, где побывали в это утро судебные приставы, их ожидало разочарование. Большую часть запланированных бесед провести не удалось - неплательщиков не оказалось дома. Но последний дом, где побывали сотрудники УФССП и команда «Репортера», несмотря на отсутствие хозяйки, врезался в память надолго.
Елену Кащееву, алкоголичку со стажем, приставы не обнаружили ни у ее матери, ни по месту проживания. В обеих коммуналках двери были заперты, причем во второй — снаружи висел замок.
- Так они замок специально повесили, странные люди, - объясняет соседка Кащеевой. - Они домой через окно входят и выходят. Сейчас ее тут нет. Вы вниз идите, они там собираются, пьют.
«Вниз» - это к соседнему дому. Идем к покосившейся постройке, около которой все пропитано стойким запахом алкоголя, продуктов жизнедеятельности человека, сгнившей еды. Здесь, по словам пристава Сергея Гуляева, «клуб по интересам», где собираются «синяки». Кругом разбросан мусор, пакеты с грязными тряпками, пузырьки из-под дешевой спиртосодержащей настойки. Дверь «клуба» открывает еще молодая женщина с испитым лицом и прокуренным голосом старухи — подружка Кащеевой, Наталья Малышева. Ей Юлия Щукина оставляет рисунок и вызов в УФССП.
- У Кащеевой три дочери: 6-летняя Александра, четырехлетняя Валентина и Евгения, которой всего полтора годика, - рассказывает Юлия. - Я не знаю, как можно образумить этого человека. Сколько времени с ней бьюсь — все бесполезно. Пьет по-черному.
Сергей Гуляев потом вполголоса скажет, что это сейчас Юлия так спокойно рассказывает о нерадивых мамах и папах. А вот раньше очень сильно переживала, глаза часто были на мокром месте.