Рабочее место психологов телефона доверия засекречено как явочная квартира Штирлица. Никто не должен знать, где находится их «штаб». Согласившись на интервью с «Репортером», они категорически отказались приглашать журналиста в офис. Не стали фотографироваться даже со спины. По международным правилам сотрудники службы психологической поддержки должны быть полностью анонимны.
Анонимы
- Наша организация вошла в Российскую ассоциацию телефона доверия, - объясняет куратор проекта Галина Бакланова. - Теперь мы соблюдаем общие правила, поэтому не можем пустить к себе и сказать адрес. Знаете ли, разные люди звонят: агрессивные, злые, навязчивые. Наших сотрудников-волонтеров никто не должен знать в лицо.
Служба психологической поддержки создана на базе Самарского госуниверситета при помощи Самарской епархии и одного коммерческого банка. Звонки от жителей принимают студенты-старшекурсники психологического факультета, прошедшие специальную подготовку, и уже взрослые люди, получающих второе высшее психологическое образование. Они не получают за это зарплату.
- Это бескорыстный благотворительный проект, - рассказывает декан психологического факультета СамГУ, профессор Константин Лисецкий. - Он приносит большие потери личного времени, стрессы, материальные затраты и постоянное нарушение личных планов. Все это делается для людей, растерявшихся в результате страданий.
«Я сейчас выброшусь с балкона!»
Волонтеры работают по двое в смене. Днем одна пара, ночью — другая. Они испытывают на себе весь груз наших проблем и после дежурства порой долго не могут прийти в себя. Евгения Кромская — студентка психологического факультета СамГУ. Уже год она принимает звонки на телефоне доверия. Поначалу, бывало, терялась. Теперь набралась опыта и уверена, что нет таких ситуаций, когда она не сможет помочь.
- Самые тяжелые звонки — суицидальные, - рассказывает Женя. - Первый раз услышав: «Я сейчас выброшусь с балкона!», я запаниковала - что говорить? Сейчас я понимаю: если человек позвонил сообщить, что он собирается покончить с жизнью, то на 95% он этого не сделает. Раз звонит — значит, хочет, чтобы его отговорили. Он сам себе дает последний шанс остаться в живых. И я обязательно найду те якоря, которые держат его на земле.
Волонтеры заметили, что активность самарцев связана с конкретным временем года. Зимой, весной, осенью звонков гораздо больше, чем летом. Время суток тоже играет роль. Вечер и ночь — самое напряженное время для психологов.
- Недавно ночью позвонила женщина и сказала: «Кругом несправедливость, мне надоело жить, пойду вскрою вены!». Я старалась вовлечь ее в разговор, но она не шла на контакт. Все время хотела положить трубку. Я говорила ей про семью: для женщины это важно в любом возрасте. Беседа оборвалась, осталась недоговоренность. Я долго переживала, ведь обратной связи у нас нет. И даже в критической ситуации мы ничего не сможем сделать. Потом кто-то из близких этой женщины позвонил: к счастью, все обошлось.
Во время подобных бесед с обеих сторон выплескивается море эмоций. Часто влюбленные девушки хотят покончить с собой из-за того, что бросил парень.
- Я как-то долго разговаривала с девушкой, которая собиралась выброситься с балкона из-за несчастной любви, - вспоминает Галина Бакланова. - Началось с агрессивных заявлений, а закончилось тем, что девушка сказала: «Пойду наберу ванну с пеной, сделаю кофе и буду наслаждаться процессом».
Дайте выговориться!
Какие проблемы больше всего волнуют самарцев? О чем жители хотят поговорить с психологами по телефону?
- Большинство звонков связано с межличностными отношениями в семье, - размышляет Галина. - Частые темы: противостояние муж-жена, мама-дочь, отец-сын. Большинство абонентов — женщины. Типичная ситуация — конфликт взрослой дочери и пожилой матери. Например, недавно звонила женщина 40 лет, ее маме за 70, они живут вместе, и отношения накалены до предела. В разговоре выясняем, что у обеих не устроена личная жизнь, а за этим - целый клубок бытовых проблем. Две незамужние женщины под одной крышей — взрывоопасная ситуация.
Мужчины чаще предъявляют претензии, не признавая своих ошибок.
- Был один парень, почти «наезжал» на наших девушек, - улыбается Галина. - У него, такого замечательного, никак отношения с дамами не складываются. Родители на него давят. И все виноваты, кроме него. А в разговоре выяснилось, что в день он выпивает три литра пива. И удивляется, что людям с ним не комфортно.
Также мужчины часто сетуют на трудности с поиском работы, на развалившуюся семейную жизнь и невозможность общаться с детьми. Бывает, пожалуются, а потом начинают кокетничать с психологом.
- Недавно мужчина переживал, что от него ушла жена, ему одному тяжело, - вспоминает Женя. - Особенно расстраивался из-за того, что не может видеться с сыном. Мы подробно обсудили проблему, почти попрощались. А мужчина вдруг говорит: «Может, встретимся? С вами так приятно разговаривать».
Однако на личные встречи сотрудник психологической службы не пойдет ни за какие коврижки. Не положено! Волонтеры уверены, что секрет успеха проекта - в безличном общении.
- Например, человек ходит на прием к частному специалисту и не получает достаточной поддержки, - объясняет Галина. - А с нашим волонтером поговорил — и почувствовал разницу. Дело не в том, что тот специалист хуже, а в том, что общение по телефону — более откровенное. Мы друг друга не видим, и человеку проще выговориться, поделиться с тем, что его тяготит. Поэтому людям кажется, что наш специалист лучше, и наши абоненты просят волонтеров о личной консультации. Но это невозможно.
- Часто оказывается, что человеку нужно было просто раскрыть душу, - говорит Женя. - Бывает, начинаешь обсуждать ситуацию, а в ответ слышишь: «Девушка, спасибо, достаточно». Человек выговорился, успокоился и может жить дальше спокойно. Недавно целых два часа наш специалист разговаривал с девушкой, которая собралась замуж за иностранца. Жених сделал ей предложение, обсудили свадьбу и ее переезд за границу. И вдруг он перестал ей писать. Девушка вся в переживаниях: вдруг он передумал. Через два часа решили: ничего страшного не произошло!
Свою работу сотрудники службы сравнивают с кулинарией. Рецепт один, а блюдо у каждой хозяйки по-разному получается. Правда, задача психолога — не рецепт дать, а направить на определенные действия. Ведь универсального совета нет.
Куда звонить?
(846) 951-72-72
Телефон службы психологической поддержки для жителей Самары и Самарской области (все звонки анонимны).
«Душа болит! Помогите!»
«Репортер» выяснял, как самарцев поддерживает «секретная» служба