«Душа болит! Помогите!»

«Репортер» выяснял, как самарцев поддерживает «секретная» служба

Рабочее место психологов телефона доверия засекречено как явочная квартира Штирлица. Никто не должен знать, где находится их «штаб». Согласившись на интервью с «Репортером», они категорически отказались приглашать журналиста в офис. Не стали фотографироваться даже со спины. По международным правилам сотрудники службы психологической поддержки должны быть полностью анонимны.

Анонимы
- Наша организация вошла в Российскую ассоциацию телефона доверия, - объясняет куратор проекта Галина Бакланова. - Теперь мы соблюдаем общие правила, поэтому не можем пустить к себе и сказать адрес. Знаете ли, разные люди звонят: агрессивные, злые, навязчивые. Наших сотрудников-волонтеров никто не должен знать в лицо.
Служба психологической поддержки создана на базе Самарского госуниверситета при помощи Самарской епархии и одного коммерческого банка. Звонки от жителей принимают студенты-старшекурсники психологического факультета, прошедшие специальную подготовку, и уже взрослые люди, получающих второе высшее психологическое образование. Они не получают за это зарплату.
- Это бескорыстный благотворительный проект, - рассказывает декан психологического факультета СамГУ, профессор Константин Лисецкий. - Он приносит большие потери личного времени, стрессы, материальные затраты и постоянное нарушение личных планов. Все это делается для людей, растерявшихся в результате страданий.

«Я сейчас выброшусь с балкона!»
Волонтеры работают по двое в смене. Днем одна пара, ночью — другая. Они испытывают на себе весь груз наших проблем и после дежурства порой долго не могут прийти в себя. Евгения Кромская — студентка психологического факультета СамГУ. Уже год она принимает звонки на телефоне доверия. Поначалу, бывало, терялась. Теперь набралась опыта и уверена, что нет таких ситуаций, когда она не сможет помочь.
- Самые тяжелые звонки — суицидальные, - рассказывает Женя. - Первый раз услышав: «Я сейчас выброшусь с балкона!», я запаниковала - что говорить? Сейчас я понимаю: если человек позвонил сообщить, что он собирается покончить с жизнью, то на 95% он этого не сделает. Раз звонит — значит, хочет, чтобы его отговорили. Он сам себе дает последний шанс остаться в живых. И я обязательно найду те якоря, которые держат его на земле.
Волонтеры заметили, что активность самарцев связана с конкретным временем года. Зимой, весной, осенью звонков гораздо больше, чем летом. Время суток тоже играет роль. Вечер и ночь — самое напряженное время для психологов.
- Недавно ночью позвонила женщина и сказала: «Кругом несправедливость, мне надоело жить, пойду вскрою вены!». Я старалась вовлечь ее в разговор, но она не шла на контакт. Все время хотела положить трубку. Я говорила ей про семью: для женщины это важно в любом возрасте. Беседа оборвалась, осталась недоговоренность. Я долго переживала, ведь обратной связи у нас нет. И даже в критической ситуации мы ничего не сможем сделать. Потом кто-то из близких этой женщины позвонил: к счастью, все обошлось.
Во время подобных бесед с обеих сторон выплескивается море эмоций. Часто влюбленные девушки хотят покончить с собой из-за того, что бросил парень.
- Я как-то долго разговаривала с девушкой, которая собиралась выброситься с балкона из-за несчастной любви, - вспоминает Галина Бакланова. - Началось с агрессивных заявлений, а закончилось тем, что девушка сказала: «Пойду наберу ванну с пеной, сделаю кофе и буду наслаждаться процессом».

Дайте выговориться!
Какие проблемы больше всего волнуют самарцев? О чем жители хотят поговорить с психологами по телефону?
- Большинство звонков связано с межличностными отношениями в семье, - размышляет Галина. - Частые темы: противостояние муж-жена, мама-дочь, отец-сын. Большинство абонентов — женщины. Типичная ситуация — конфликт взрослой дочери и пожилой матери. Например, недавно звонила женщина 40 лет, ее маме за 70, они живут вместе, и отношения накалены до предела. В разговоре выясняем, что у обеих не устроена личная жизнь, а за этим - целый клубок бытовых проблем. Две незамужние женщины под одной крышей — взрывоопасная ситуация.
Мужчины чаще предъявляют претензии, не признавая своих ошибок.
- Был один парень, почти «наезжал» на наших девушек, - улыбается Галина. - У него, такого замечательного, никак отношения с дамами не складываются. Родители на него давят. И все виноваты, кроме него. А в разговоре выяснилось, что в день он выпивает три литра пива. И удивляется, что людям с ним не комфортно.
Также мужчины часто сетуют на трудности с поиском работы, на развалившуюся семейную жизнь и невозможность общаться с детьми. Бывает, пожалуются, а потом начинают кокетничать с психологом.
- Недавно мужчина переживал, что от него ушла жена, ему одному тяжело, - вспоминает Женя. - Особенно расстраивался из-за того, что не может видеться с сыном. Мы подробно обсудили проблему, почти попрощались. А мужчина вдруг говорит: «Может, встретимся? С вами так приятно разговаривать».
Однако на личные встречи сотрудник психологической службы не пойдет ни за какие коврижки. Не положено! Волонтеры уверены, что секрет успеха проекта - в безличном общении.
- Например, человек ходит на прием к частному специалисту и не получает достаточной поддержки, - объясняет Галина. - А с нашим волонтером поговорил — и почувствовал разницу. Дело не в том, что тот специалист хуже, а в том, что общение по телефону — более откровенное. Мы друг друга не видим, и человеку проще выговориться, поделиться с тем, что его тяготит. Поэтому людям кажется, что наш специалист лучше, и наши абоненты просят волонтеров о личной консультации. Но это невозможно.
- Часто оказывается, что человеку нужно было просто раскрыть душу, - говорит Женя. - Бывает, начинаешь обсуждать ситуацию, а в ответ слышишь: «Девушка, спасибо, достаточно». Человек выговорился, успокоился и может жить дальше спокойно. Недавно целых два часа наш специалист разговаривал с девушкой, которая собралась замуж за иностранца. Жених сделал ей предложение, обсудили свадьбу и ее переезд за границу. И вдруг он перестал ей писать. Девушка вся в переживаниях: вдруг он передумал. Через два часа решили: ничего страшного не произошло!
Свою работу сотрудники службы сравнивают с кулинарией. Рецепт один, а блюдо у каждой хозяйки по-разному получается. Правда, задача психолога — не рецепт дать, а направить на определенные действия. Ведь универсального совета нет.

Куда звонить?
(846) 951-72-72
Телефон службы психологической поддержки для жителей Самары и Самарской области (все звонки анонимны).

Версия для печати