«Я врач и лучше знаю, что делать!»

Гибель 11-летнего Влада Сажина может стоить свободы двум тольяттинским медикам

Николай Левченко продолжает работать на станции «скорой помощи»
Фото:

Влад Сажин

В Тольятти на скамье подсудимых оказался врач «скорой помощи» Николай Левченко и участковый педиатр поликлиники №2 Елена Шабарина. Их обвиняют в причинении смерти по неосторожности. Родители ребенка уверены: если бы врачи поставили их сыну правильный диагноз и вовремя направили на госпитализацию, трагедии удалось бы избежать.

Скрытая опасность
- В четверг, 23 сентября 2010 года, под вечер у Влада поднялась температура, - рассказала мама мальчика Сусанна Сажина. - Я очень удивилась, до этого он у нас ничем не болел. Дала ему таблетку, и температура начала спадать. В пятницу в школу я его не пустила. В два часа дня он почувствовал себя плохо, я измерила ему температуру и ужаснулась - градусник показал 40. И я вызвала «скорую».
Бригада во главе с Николаем Левченко приехала быстро. Осмотрев мальчика, врач поставил диагноз «острый тонзиллит». Сделав укол, он пояснил, что ничего страшного нет, и посоветовал обратиться к участковому педиатру, а «скорую» больше не беспокоить. На следующее утро картина повторилась. Температура у ребенка снова поднялась под 40.
- В восемь часов утра я попросила мужа сбегать в поликлинику, - продолжает Сажина. - Она здесь недалеко, буквально через дорогу. Но участковый педиатр Елена Шабарина отказалась идти пешком. Мы прождали ее до полудня. За 15 минут до прихода врача у Владюшки из глаз пошел гной. Она осмотрела его, сказала, что у него конъюнктивит и ОРВИ. Я пыталась с ней спорить, но она оборвала меня на полуслове, сказав, что она врач и ей лучше знать.
Шабарина пыталась убедить Сажиных, что температура - обычное дело при таком заболевании и нужно просто подождать три дня. Однако родители врачу не поверили, и когда у Влада в очередной раз поднялась температура, они снова вызвали «скорую». На вызов приехал врач, который несколько лет назад забирал их с ДТП, в котором сильно пострадал Влад. Мальчик впоследствии лишился части ноги до колена.
- Врач только спросил, в чем дело, - говорит Сусанна Сажина. - Я ему ответила, что у Влада высокая температура. Он даже осматривать его не стал, сказал, что нужна госпитализация.
Мальчика увезли в больницу №5, там его сразу направили в реанимацию. В тот же день он умер. В больнице Сусанне Сажиной так никто толком и не объяснил, что с ним произошло. Не долго думая, она написала заявление в прокуратуру.

Вспомнить все
- 16 декабря 2010 года по факту гибели ребенка было возбуждено уголовное дело, - сообщил «Репортеру» старший помощник руководителя следственного отдела по городу Тольятти Константин Гройсман. - Его квалифицировали по статье «Оставление в опасности». А 8 ноября 2011 года, когда пришло заключение судмедэкспертизы, квалификацию статьи изменили на более тяжкую: «Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей». Экспертиза показала, что мальчик умер из-за воспаления кости ампутированной ноги. И если бы ребенку был вовремя поставлен правильный диагноз и его направили в больницу, то летального исхода можно было избежать.
Но, представ перед судом, ни Левченко, ни Шабарина свою вину не признали.
- На суде врачи ведут себя вызывающе, - говорит Сусанна. - На первом заседании их адвокаты в присутствии судьи позволяли себе кидать реплики: «Мы еще посмотрим, кто кого!». На втором заседании, правда, Шабарина расплакалась, но Левченко ее тут же одернул: мол, чего ты тут нюни разводишь, мы с тобой на все 100% правы.
По словам мамы Влада, странно повела себя при допросе на суде фельдшер Анастасия Марилиева, которая приезжала к Сажиным вместе с Левченко. Девушка неожиданно изменила свои показания, которая давала на следствии. Если на допросе она говорила, что ничего не помнит, то в суде неожиданно заявила, что вспомнила все. Девушка встала на защиту коллеги и сообщила, что Левченко предлагал госпитализацию родителям мальчика, но те отказались. Только по забывчивости медики не оформили отказ письменно.
Однако диспетчер «скорой» пояснила, что даже устный отказ фиксируется на станции. Врачи немедленно сообщают об этом диспетчеру, который перезванивает пациенту, и стараются уговорить его ехать в больницу. Однако в тот день никаких звонков Левченко не делал.

Оснований для увольнения нет
Как удалось выяснить «Репортеру», Николай Левченко до сих пор продолжает работать в «скорой».
- Оснований для его увольнения у нас нет, - сказал главврач Станции скорой помощи Тольятти Олег Савельев. - Он неплохой врач и достаточно опытный человек. В медицине Левченко работает около 30 лет, из них восемь лет на станции «скорой помощи». То, что произошло, - это ошибка, которая ему несвойственна. Мы стараемся ему морально помогать, жаль, что в России нет такой поддержки медиков, как, к примеру, в США. Там на защиту докторов встает ассоциация врачей. У нас, к сожалению, такого пока нет.
Елена Шабарина уже после того, как Сажины написали заявление в прокуратуру, ушла в декретный отпуск и сейчас, по словам Сусанны, уже не работает, сидит дома с ребенком.
- Максимальное наказание, которое ждет врачей, - три года лишения свободы, - сказала мама Влада. - Но мы и в это не верим.
Как рассказал Константин Гройсман, в Центральном районе Тольяти с 2006 года было всего два уголовных дела о причинении смерти по неосторожности, в которых фигурировали врачи. Однако реальные сроки заключения никто по ним не получил.

Версия для печати