«А моя мама приедет в школу?», или Другое 1 сентября

«Репортер» побывал на школьной линейке вместе с детьми, для которых первый учебный день в году по разным причинам - праздник особый

Фото:

Мы отметили День знаний с ребятами из интерната для глухонемых, проводили в первый класс сироту из Новокуйбышевска и познакомились с круглым отличником из детской воспитательной колонии.

В школу - без цветов

В Новокуйбышевске в этом году школьный звонок прозвенел для 1046 первоклашек. По традиции в первый день никого не «грузят» учеными премудростями. Это - праздник. Поэтому в школах звучит музыка и стихи, все ученики и учителя в нарядной одежде. И все с огромными букетами. Их собирали в красивые композиции, встав пораньше в это утро, мамы и папы школьников. Данилка, в первый раз перешагнувший в этом году порог новокуйбышевской школы №18, пришел без цветов. Некому было их покупать. Потому что с марта этого года его маму лишили родительских прав.

Но первый школьный день и для него праздник. У него появилось серьезное дело. Он будет учиться, как его старшие приятели. У него и портфель есть, и все, что нужно настоящему школьнику: тетрадки, ручки, блокнотики и пенал. Правда, о том, чтобы все это у мальчика было, позаботились не любящие родители, а воспитатели из его нового жилища - социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Наш дом». Это им он сразу же после возвращения со школьной линейки рассказал про своих новых знакомых, одноклассников и учительницу.
К комнате, где сейчас живет мальчик со своими друзьями, он уже привык. Ведь с 2008 года он периодически «наведывался» сюда. По уставу Центра, находиться здесь дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, могут только определенное время - от одного до шести месяцев. А потом ребята возвращаются домой, в свои семьи. До следующего раза. Или до того момента, когда взрослые решат, что пора ребенка изымать из «родного гнезда» и отдавать на воспитание государству.
Данил, оказавшись дома, где жила его мама с сожителем, мечтал опять вернуться в стены Центра. Здесь его многому научили. Да и к школе хорошо подготовили. Очень ему понравилось решать задачки, разгадывать загадки. Он узнал, что есть такой урок - математика, там можно научиться складывать и вычитать, умножать и делить числа. Может быть, тогда Данила сможет «вычислить», где живут люди, которые хотели бы стать его новыми мамой и папой. Он никому не говорит, что мечтает об этом, но это желание всех ребят, чьи родители были лишены прав на своих детей.
Грустить Данилке некогда. Столько всего интересного вокруг! Мальчик любит гонять на скейте. Маленький человек, который в самом начале жизни испытал взрослое горе и отчаяние, умеет жалеть других.
Скоро, если не найдутся для него новые родители, Данилу переведут в другой корпус «Дома», где дети могут жить продолжительное время. Оттуда и будут возить его на специальной «газельке» в школу...

Слышат сердцем

Школьная линейка в самарском интернате №4 для глухих детей. Празднично одетые первоклашки робко входят в спортзал, украшенный разноцветными шариками. Сегодня им будет сказано много теплых слов. Вот только произнесены они будут не только вслух, но и с помощью жестов - сурдоперевода.

Ничто не заменит семью
Первое, о чем предупреждает при встрече «Репортера» преподаватель истории Алла Копыл, - «Не пугайтесь». Мол детки глухие, разговаривать только учатся, и многих это шокирует.
Руководство интерната приготовило для ребят мини-спектакль. А в финале старшеклассник традиционно поднимает на руки первоклашку, и задорный звон колокольчика разносится по залу. В этот момент лица школьников озаряют улыбки - как будто они его слышат.
- К нам поступают на обучение неслышащие дети, - объясняет директор школы-интерната Людмила Милькина. - Также у нас учатся и детки, оставшиеся без попечения родителей. Они ни в чем не нуждаются: на выделенные государством деньги школа закупает для них все необходимые вещи. Так что 1 сентября у них, как и у других ребятишек, есть и ранцы, и книги, и канцтовары. И праздник для детишек мы сделали ничуть не хуже, чем в других школах. Летом сирот мы определяем в оздоровительные лагеря, а в течение года она живут в интернате. Конечно, для них это очень тяжело. Сироты 24 часа в сутки находятся в стенах специализированного учреждения, видят одни и те же лица - каждый день, каждый месяц, каждый год. Какие бы усилия мы ни прикладывали, все равно у каждого ребенка должен быть свой дом. Никакой интернат, пусть даже и очень хороший, не заменит ребенку семью.

«Я очень виновата»
Дима Ломакин, черноглазый 13-летний мальчишка, пошел в 7-й класс. Пять лет назад он поступил в интернат, приехав из села Воротнее Сергиевского района. Там он жил в пансионате для детей-инвалидов. Все утро 1 сентября Дима подбегает к учителям и спрашивает: «А где моя мама?».
Татьяна Ломакина немного опаздывает на праздник, но мальчик уверен - она обязательно приедет.
Год назад мать и сын встретились после четырех лет разлуки. Татьяну лишили родительских прав, но из-за чего конкретно, она толком объяснить не может. То ли потому что ее гражданский муж не работал и бил ее сына, то ли потому что с горя она стала пить. А потом кто-то ей сказал, что теперь она не имеет права навещать своего ребенка.
- Я жила с мужчиной почти десять лет, - вспоминает Татьяна. - Он любил выпить и совсем не хотел работать. А я была как ломовая лошадь - всю семью тащила на себе. Было очень тяжело. Дима не слышит, потому что муж втихаря бил его. И меня колотил время от времени. Однажды он сломал мне переносицу, и меня отвезли в больницу. А Дима остался с мужем. Моя мама пыталась забрать сына, но он не отдал. Потом меня выписали из больницы, я поехала домой. Димка, когда меня увидел, побежал навстречу, но все время падал на коленки и плакал. Я сняла ему штанишки, а там все в синяках - муж пинал его ногами. После этого я разошлась с этим мужчиной, но ребенка все равно забрали. Я начала пить. Держала всю боль в себе. Я виновата, очень виновата, что мой ребенок не слышит...
Татьяна постоянно обнимает сына, словно боится, что его снова отберут. Но этого не должно произойти - директор школы обещала помочь женщине восстановить родительские права.

«Под крышей дома моего»

Утро 1 сентября в Жигулевской детской воспитательной колонии. Воспитанники строем прошли на площадку перед клубом и выстроились в три шеренги. Все в одинаковых темно-зеленых брюках и куртках, на бритых головах - черные береты, у каждого на груди нашивка с именем и фамилией. Напротив них - воспитатели, учителя, священник. Эти люди пытаются сеять разумное-доброе-вечное в заблудших душах юных грабителей, убийц и насильников.

Здесь уроки не пропускают
- Знание - это великая сила, которая сделает вас духовно богаче, позволит вам в будущем успешнее ориентироваться в жизни, - наставляла своих учеников директор школы Елена Гаршина.
Пацаны организованно зааплодировали. После официальной части еще не сыгравшийся толком местный ансамбль из двух гитаристов, ударника и клавишника исполнил музыкальную композицию из репертуара какой-то заграничной группы.
Следом выступил парнишка лет 16-ти с неплохими вокальными данными. В его исполнении легкая лирическая песня Юрия Антонова про крышу дома приобрела совсем другой, драматичный, смысл. Когда его голос срывался на словах о родном доме, «Репортер» невольно прослезился.
- В колонии содержатся менее сотни ребят, - рассказал «Репортеру» начальник учреждения Андрей Кузнецов. - Учатся они в вечерней школе и ходят на уроки после обеда. Отказ посещать занятия чреват отказом в условно-досрочном освобождении.
А на свободу ребята хотят не чуть не меньше, чем взрослые. Хотя идти многим отсюда некуда...

Круглый отличник
Здесь работают только учителя по призванию. Они обычно не интересуются, за что тот или иной ученик попал за колючую проволоку. Для них все пацаны - дети.
- Многие ребята, вынужденные здесь посещать школьные занятия, открывают для себя, что учиться интересно, - рассказывает директор школы Елена Федоровна. - К нам иногда приходят такие, которые читают еле-еле по слогам.
На воле многие дети по разным причинам не посещали школу. У кого-то не было приличной одежды, а выглядеть хуже других они не хотели. Некоторые из-за пьющих родителей убегали на улицу, где было совсем не до учебы.
- Если бы с ними занимались, раскрыли бы их таланты и способности!- сетуют педагоги. - У нас они рисуют, лепят, занимаются резьбой по дереву и садоводством.
Как и во всякой школе, в этой есть свои отличники. Никита Калинин окончил 10-й класс на одни «пятерки».
- До шестого класса я учился очень хорошо, - рассказал «Репортеру» парень. - Потом связался с дурной компанией, бросил школу и в результате попал сюда на пять лет.
Руководство школы отправило документы Никиты на конкурс «Лучший учащийся школ в колониях УИС (уголовно-исполнительной системы)» и, возможно, он станет победителем, которому фонд «Попечитель» обещает премию в шесть тысяч рублей.
- Если получу награду, то тратить эти деньги не стану: у меня и так все есть,- рассуждает Калинин. - Деньги потом могут пригодиться.
За три года Никита получил в местном профтехучилище специальность станочника широкого профиля. В свободное время любит читать фантастику. В январе он уже сможет условно-досрочно освободиться. И после окончания школы уже на свободе собирается получить высшее образование, чтобы вместе с отцом заняться бизнесом. По его словам, неволя - это его школа жизни. Но сюда он больше не ходок.
- Был у нас один ученик, который в пять лет остался без матери, потом его отца лишили родительских прав за пьянство, и мальчика воспитывала бабушка, - вспоминает Елена Федоровна. - Он прогуливал занятия, плохо учился, стал воровать и оказался здесь. Вот ставлю ему «пятерку» за экзамен по геометрии, а он плачет. Я не могу понять почему, ведь отвечал он блестяще. А он мне говорит: «Вот приедет бабушка, и что я ей скажу про экзамены? Она не поверит, что я получил «пятерку», подумает, что я вру!»

Версия для печати