Франшиза (или франчайзинг), в соответствии с гл. 54 Гражданского кодекса РФ, означает право на создание коммерческой фирмы, продажу и оказание услуг в порядке коммерческой концессии. Иными словами, это лицензионное соглашение, предполагающее право на использование товарного знака и технологий со взаимными обязательствами и льготами между участниками договора, предоставляемое за плату и оформленное в соответствии с законом о товарных знаках. Здесь например, можно ознакомиться с одной из интересных франшиз. Других законодательных актов, регулирующих франчайзинговые отношения, в России не существует, хотя эта форма организации бизнеса получает всё большее распространение.
На сегодняшний день в том же Интернете можно найти множество сайтов, предлагающих франшизы для малого бизнеса. Каждый сможет выбрать себе бизнес по душе. На сегодня более всего востребованы два вида франчайзинга.
1. Прямой франчайзинг. В этом случае франчайзор (владелец торговой марки) продаёт франшизу непосредственно предпринимателю (франчайзи).
2. Мастер-франшиза. Франчайзор продаёт исключительные права по развитию всей системы на территории страны одному франчайзи (генеральному представителю), который, в свою очередь, получает право предлагать и продавать франшизы другим предпринимателям.
В любом случае, успех бизнес-проекта, основанного на франчайзинге, будет во многом зависеть от правильно составленного договора. В качестве предмета договора выступают исключительные права, передаваемые пользователю – наименование, товарный знак, технология и т. д. Сторонами договора могут быть как юридические так и физические лица. Договор должен быть обязательно заключён в письменном виде и зарегистрирован в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (ФГУ ФИПС). В противном случае договор будет недействительным. В договоре обязательно оговаривается размер и форма вознаграждения (роялти) за пользование товарным знаком. Там также чётко должны быть прописаны обязанности сторон – правообладателя и пользователя, и в каких случаях стороны могут ограничивать права друг друга в целях выполнения условий договора.
Договор может быть заключён на определённый срок или без его указания. В нём допускается возможность субконцессии, то есть права пользователя передавать комплекс прав по договору другим юридическим и физическим лицам. В виду самых различных обстоятельств, положения договора по согласованию сторон, могут быть изменены. Любые изменения обязательно регистрируются в ФГУ ФИПС. В договоре фиксируются условия его прекращения и ответственность сторон в случае невыполнения его условий.
Содействие в подборе финансовых услуг
Не является офертой