Сегодня ясно видно, что ситуация с архитектурой очень сложна. Она оказалась как бы на плоскости касания различных слоев культуры – материальных, духовных, в плоскости касания производства материальных ценностей и ценностей духовных. Эта позиция, с одной стороны, определяет для архитектуры как будто бы существенные преимущества: она может питаться источниками и той и другой культуры, впитывать и реализовывать передовые тенденции разных сторон. Узнать об услугах DevOps, вы можете по ссылке https://asap.tech/.
С другой стороны, архитектура стоит «на семи ветрах» и любые сдвиги равновесия этой сложной системы культуры немедленно отражаются на архитектуре. Зарубежные социологи назвали архитектуру самым чутким барометром состояния общества. Любые трудности, возникающие в общественной системе (социальные, политические, межнациональные) незамедлительно искажают архитектурный процесс. Эта сложность положения «матери искусств» в условиях современной культуры определяет в архитектуре сегодня очень многое и, в том числе, неопределенность критериев оценки целей и путей. Мы сталкиваемся не только с несхожестью, но и с разрывом оценок. Оценок сделанного и намечаемого со стороны, скажем, профессионалов и непрофессионалов, среди населения различного социального состава и образовательного уровня. Все это создает чрезвычайно сложную ситуацию для определения тех целей, которые ставят перед собой архитекторы.
Очень важно то, что в этом пестром мире стали развиваться самые различные поиски внутри каждой национальной культуры. Если мы боимся уйти от единых норм технологизма (причем сегодня они где-то вошли в сознание архитекторов), то в настоящее время можно назвать одну общую тенденцию в мировой архитектуре: это переход от архитектуры, подчиненной закономерностям и нормам техники, к архитектуре, которая подчинена прежде всего нормам человеческой культуры, искусства.
О стиле неоисторизм
Одним из наиболее популярных стилей в современной мировой архитектуре является, так называемый, неоисторизм – стиль поиска выходов к новому в своей национальной традиции, в своей истории. В Европе интересный опыт в этом направлении у англичан, которые ищут приемы высокопластичной, малоэтажной застройки на основе строительства коттеджей викторианской Англии. Здесь стремятся создавать пространственно-архитектурные механизмы, где воздух движется без кондиционеров за счет естественной ориентации, использования солнечной энергии, которая обеспечивает благоприятный микроклимат без применения механических устройств.
При создании архитектурных объектов, комплексов, проектировании объектов городской среды, осмысливание историко-культурных традиций древности может дать новый импульс для творчески думающего архитектора. Это может быть и есть та самая «изюминка», которую, порой тщетно ищут в бездуховной геометрической игре объемов и форм в отрыве от исторических и культурно-бытовых ценностей.
Думается, что переход к ценностям, прежде всего, человеческим, позволяет не только учиться каким-то примерам, но и учитывать тот опыт, который является для современной архитектуры возможным и реализуется в разных вариантах.