Журнал Vogue выставил лучшие фотографии, посвященные балету

В Самарском художественном музее открылась выставка Dance in Vogue. Известный глянцевый журнал представил фотографии, посвященные балету, танцорам и хореографам, созданные лучшими мастерами: Ирвином Пенном, Патриком Демаршелье, Сесилом Битоном.

Фото:

Было бы ошибкой утверждать, что тема выставки – балет, что из экспозиции мы узнаем что-то о балетном деле, проникнем в тайны хореографического мастерства или хотя бы прикоснемся к нему. Буквальный перевод названия выставки – «Танец в славе». Модели – известнейшие балерины и танцоры, они находят время не только стоять за балетным станком, но и позировать. Вы не узнаете, как эти танцоры пришли в театр, как развивали и оттачивали свое мастерство. На фотографиях Dance in Vogue они уже в зените своей земной славы, поэтому каждый снимок сопровождается пояснением не только об инновационной технике того или иного балетного работника, но и о том, чем именно прославился тот или иной персонаж: кто откуда сбежал в США, кто с кем развелся и у какой балерины любовник во столько-то младше нее. Вы не увидите здесь рабочих моментов, упорного труда и усталых лиц. Да, их руки и ноги напряжены, но не более, чем напряжены руки и ноги человека, заметившего, что его фотографируют. Модный журнал заказывает фотографии людей.


В Мраморном зале музея вас встречают фотопортреты людей, смотрящих на вас, как будто вы пришли на светскую вечеринку. Они смотрят на нас умным, проницательным и бликующим взглядом. Если не знать названия выставки, не читать пресс-релиза, можно подумать, что перед нами просто снимки из модного журнала, уже не важно, танцовщики это или театральные или киноактеры.

Почему же Vogue выбрал именно сферу балета для самопрезентации? И через некоторое время понимаешь, что балерины и танцоры – это идеальные, показательные персонажи светской хроники. Они стройны, раскованны, рафинированны, они улыбаются даже в прыжке, а все их поведение – воплощение высшей степени эстетизированной жеманности. Тут нельзя не привести цитаты Майи Плисецкой из пресс-релиза выставки: «Сейчас в балете мода на высоких и худых – как раз идеальный вариант. Ведь платье лучше всего смотрится на вешалке». Таким образом, снимки балетных трупп – это лучшие светские фотоотчеты.

Художественное качество фотографий, представленных на выставке, неравномерно. Простоватые фотографии Птижана перемежаются с замечательными постановочными работами Хорста и Хойнинген-Хьюена, с русскими танцовщицами 1930-х годов. Слава русского балета в Европе и Америке составляет на выставке добрую половину: тут и Михаил Барышников, и Рудольф Нуриев, и Джордж Баланчин, и русские труппы Дягилева и других, столь популярные в Европе первой половины ХХ века, и русские примы: от Ирины Бароновой до Дианы Вишневой. Среди прочих особое внимание на себя обращает портрет Марты Грэм работы Сесила Битона, демонстрирующий изящество уже пожилой женщины, будто еще остающейся цветком, застывшим в момент раскрытия. Снимок Берта Стерна «Сьюзен Фаррелл и Джордж Баланчин» - демонстрация гармонии между абсолютно противоположными субстанциями: молодости и зрелости, женского и мужского, легкости и тяжести, белого и черного.

Версия для печати