В единстве сила
После ухода Дмитрия Когана с поста художественного руководителя Самарской филармонии началось обсуждение кандидатур, которые могли бы занять вакантную должность. «Сейчас мы с Дмитрием Коганом обсуждаем кандидатуры на пост художественного руководителя Самарской государственной филармонии», - прокомментировала ситуацию министр культуры Самарской области Ольга Рыбакова.
Одним из кандидатов на пост худрука филармонии назывался председатель регионального отделения Союза композиторов Марк Левянт. Новость о возможном назначении композитора вызвала резонанс в коллективе филармонии. «Коллектив филармонии кандидатуру Марка Левянта совершенно не приемлет, и мы надеемся, что его назначения не произойдет, - рассказала «ВК» директор филармонии Елена Козлова. - Лично я считаю, что хоть речь идет и о художественном руководстве, у кандидата должен быть опыт административной работы. У Марка Григорьевича его нет, он никогда не руководил коллективом».
В связи с возникшей ситуацией состоялось заседание художественно-производственной коллегии Самарской филармонии, в которую входят ведущие музыканты и руководители всех подразделений учреждения. По результатам совещания коллегия вынесла следующее решение относительно того, кто возглавит художественное руководство филармонии: «Учитывая, что ГУК «Самарская филармония» состоит из самостоятельных творческих коллективов, имеющих своих творческих руководителей, а также структурные подразделения и отделы, художественно-производственная коллегия считает целесообразным обеспечить эффективное художественное руководство коллегиально. Деятельность художественно-производственной коллегии направлена на формирование репертуарной и кадровой политики, решение творческих вопросов, возникающих в процессе работы. Наличие в составе коллегии представителей всех творческих коллективов филармонии является гарантией объективного и творческого подхода к решению вопросов. В сложившейся кадровой ситуации при отсутствии яркого творческого лидера, пользующегося авторитетом у коллектива, сохранение должности художественного руководителя является нецелесообразным».
Идеальный худрук
«Художественный руководитель должен в первую очередь хорошо знать специфику филармонии, - считает заслуженная артистка России, первая скрипка оркестра Самарской государственной филармонии Ирина Смолякова. - Таким художественным руководителем был покойный Гиларий Валерьевич Беляев, которого все знали, все уважали. После, до прихода Дмитрия Когана, у нас не было худрука. При директоре был создан совещательный коллегиальный орган, который достаточно успешно справлялся с этой задачей, тем более что туда входили авторитетные музыканты. В сложившейся ситуации, когда нет явного лидера, — это наиболее приемлемый вариант. Здесь будет учитываться мнение и администрации, и лучших музыкантов филармонии».
Дмитрий Коган считает, что в первую очередь художественного руководителя должны уважать в коллективе, это одна из главных составляющих творческого процесса: «Как говорила моя покойная бабушка: «Там, где тебя любят, бывай редко, а где тебя не любят, вообще не бывай». Я считаю, что главное в творческой среде - это быть желанным. Я не представляю возможности работать в коллективе, работать с оркестром, который меня не приемлет. Какой может быть творческий процесс, если ты выходишь на репетицию, а люди тебя не уважают. Можно, конечно, административным ресурсом, кнутом, угрозами, выговорами это все держать, но если в каких-то других вопросах так работают, но в творческой составляющей такого просто быть не может. Ведь в результате страдает качество. Как у Крылова: «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь». Я, конечно, не представляю для себя такую ситуацию, когда я пытался бы зайти в тот или иной коллектив, зная, что меня там не желают видеть. Мне кажется, это прежде всего очень унизительно и заранее обречено на провал. Здесь должен быть художественный руководитель, которому коллектив доверяет. Про меня можно говорить разное - про мой характер и прочее, но в профессиональном доверии, слава Богу, мне никто нигде не отказывал».
Volga Philharmonic
От художественной политики филармонии будет зависеть и судьба самого успешного проекта последних лет - камерного оркестра Volga Philharmonic. «Камерный оркестр существовал и до прихода в филармонию Дмитрия Когана, - рассказывает Ирина Смолякова, - но, к сожалению, мы не занимали такую активную позицию в городе. Был абонемент из четырех концертов, был дирижер Лео Кремер, который заложил азы нашего оркестра. Дмитрий Коган назвал оркестр Volga Philharmonic, вдохнул в него новую жизнь, мы стали штатной единицей филармонии, у нас появился не один абонемент, а несколько. Мы получили возможность выезжать в Москву, на Южный Урал, объездили всю область, были в Швейцарии и везде показали себя на высоком профессиональном уровне. Когда коллектив выезжает, это совсем другие требования, другая отдача, другой интерес к работе». Артистка считает, что было бы хорошо пригласить нового молодого худрука оркестра. «Все-таки камерный оркестр — это такая единица, которая требует постоянной работы и одного стиля, - считает Смолякова. - Приезжают дирижеры с разными стилями, мы под них подделываемся, но у оркестра должен быть свой почерк».
Дмитрий Коган не был худруком оркестра. По словам артиста, он лишь помогал ему. «Конечно, камерный оркестр должен существовать, потому что это лучшее, что сегодня есть в музыкальной культуре Самары, - считает экс-худрук филармонии. - Буду ли я дальше помогать оркестру, будет зависеть от дальнейшей художественной политики филармонии, от того, останется ли здесь преемственность, останется ли то хорошее, что я старался сюда привнести и заложить. Если останется, почему бы и нет».
Судя по решению художественно-производственной коллегии, творческая политика учреждения будет прежней, а значит есть все шансы, что Самарская филармония продолжит взятый два года назад курс. По крайней мере, очень хочется на это надеяться...
Дмитрий Коган, экс-худрук Самарской филармонии:
- Главное в творческой среде - это быть желанным. Я не представляю возможности работать в коллективе, работать с оркестром, который меня не приемлет. Какой может быть творческий процесс, если ты выходишь на репетицию, а люди тебя не уважают. Можно, конечно, административным ресурсом, кнутом, угрозами, выговорами все держать, но в результате пострадает качество творческого продукта. Я не представляю такую ситуацию, когда я пытался бы зайти в тот или иной коллектив, зная, что меня там не желают видеть. Мне кажется, это прежде всего очень унизительно и обречено на провал. Здесь должен быть художественный руководитель, которому коллектив доверяет.
Ирина Смолякова, заслуженная артистка РФ, первая скрипка оркестра филармонии:
- Художественный руководитель должен в первую очередь хорошо знать специфику филармонии. Таким художественным руководителем был покойный Гиларий Валерьевич Беляев, которого все знали, все уважали. После, до прихода Дмитрия Когана, у нас не было худрука. При директоре был создан совещательный коллегиальный орган, который достаточно успешно справлялся с этой задачей, тем более что в его состав входили авторитетные музыканты. В сложившейся сейчас ситуации, когда нет явного лидера, это наиболее приемлемый вариант. В этом случае будет учитываться мнение и администрации, и лучших музыкантов филармонии.