В жилищно-коммунальное хозяйство частный бизнес пришел относительно недавно. Точкой отсчета можно считать 2005 год, когда по Жилищному кодексу россияне получили право выбирать компанию для обслуживания собственного жилого фонда. С тех пор предприниматели пробуют свои силы в этом деле. Полтора года назад на самарский рынок пришла «Ассоциация управляющих компаний». О том, с чем ей пришлось столкнуться, говорит руководитель организации Людмила Копылова.
Решения должны принимать собственники
- Мы постоянно внушаем нашим сотрудникам мысль, что наша главная задача - обеспечить комфорт, уют и безопасность жилища, что мы должны стать одной из лучших организаций, управляющих жилищным фондом, - говорит о главном принципе работы «Ассоциации управляющих компаний» Людмила Копылова.
Сегодня «Ассоциация» обслуживает 60 многоквартирных домов в Советском, Октябрьском и Железнодорожном районах. В управлении есть и новый фонд, и старый.
- Конечно, менее затратно эксплуатировать новый фонд. Но, наверное, самое важное, когда жители всей душой болеют за свой дом.
Во времена, когда четкие регламенты в сфере ЖКХ только формируются, взаимопонимание, по мнению Людмилы Копыловой, - один из основных механизмов эффективного взаимодействия между управляющей компанией и собственниками. Однако достичь его получается не всегда.
- Жилой фонд постоянно требует вложений, - продолжает Людмила. - Помимо текущих нужд (таких, как благоустройство жилого фонда, уборка придомовых территорий и вывоз мусора), средства нужны на ремонт подъездов, крыш. Нам приходится объяснять собственникам, что управляющая компания на обслуживание жилого фонда получает лишь небольшую часть от всех собранных средств, и этих денег не хватит на все необходимые ремонтные работы.
Выбор - как потратить деньги, переданные УК, - остается за жильцами.
- Я всегда говорю: мы не строим для вас корабль, а только дуем в его паруса. Отчеты по весеннему и осеннему осмотру здания направляем старшим по дому. А дальше уже сами граждане должны принимать решение, какие работы им необходимы. И только если собственники несут ответственность за общее имущество дома, совместными усилиями мы достигаем желаемого результата.
Не хватает слесарей и кровельщиков
Одна из проблем ЖКХ - дефицит кадров. Найти хорошего дворника или лифтера не так-то просто.
- Подбор команды - это серьезная работа, она требует времени, - говорит Людмила Копылова. - Любой сотрудник - неважно, слесарь он или ведущий специалист, - это лицо управляющей компании. Поэтому мы очень внимательно подходим к подбору персонала, стараемся не брать в команду людей, которые могут подвести нас.
Компания предпочитает принимать на работу молодых сотрудников и активно сотрудничает с Самарским городским центром занятости населения.
- При трудоустройстве мы сразу обозначаем требования к потенциальному сотруднику: профессионализм, способность быстро прогнозировать ситуацию и умение выдерживать серьезные эмоциональные нагрузки. Серьезной проблемой остается подготовка слесарей, водителей тракторов, кровельщиков. К большому сожалению, рынок этих кадров почти пуст. Это проблема всей России, и структурам, занятым профессиональным образованием, необходимо обратить на это внимание.
Открытые вопросы
По словам Людмилы Копыловой, если старательно работать, УК может стать рентабельной, хотя это будет в разы сложнее, чем открыть, к примеру, бизнес в торговле.
До сих пор еще многие вопросы в сфере ЖКХ остаются без ответов. Законодательством не разграничены права и обязанности управляющей компании и собственника, не проработан механизм применения санкций к должникам за коммунальные услуги. Кроме того, законодательство наделило управляющую компанию сверхзадачей - превращать ресурс РСО в коммунальную услугу, за количество и качество которой перед потребителем отвечает именно она. Вот почему все УК ждут изменений в решении данного вопроса.
- Хорошо бы Самаре взять на вооружение опыт Мосгордумы, - считает Людмила Копылова. - Там нашли вариант пополнения городского бюджета не за счет штрафных санкций, а за счет вывода «на свет» теневых арендодателей, определив более 60 видов предпринимательской деятельности, в том числе и в сфере ЖКХ, на которые можно получить годовой патент вместо уплаты НДС. Таким образом можно решить одну из главных проблем - легализовать не учтенные ранее доходы арендодателей. И тогда предприниматели смогли бы сами выбирать, каким образом им оплачивать налог, а заодно и коммунальные услуги.
«Жители должны всей душой болеть за свой дом»
Генеральный директор «Ассоциации управляющих компаний» рассказала «Репортеру» о тонкостях работы в ЖКХ