«Рвануло так, что стекла задрожали!»

Из-за пожара на военных складах в Оренбуржье более сотни наших земляков покинули свои дома и сутки ютились в студенческой общаге. Спешно спасаться пришлось 11 июня жителям трех самарских сел в Борском районе, куда могли долететь рвущиеся артиллерийские снаряды.

От этого дома до складов с боеприпасами километров восемь
Фото:

 Вернувшись домой, люди признавались «Репортеру», что во время эвакуации им было очень страшно: от взрывов содрогалась земля, над Бузулукским бором разрасталось облако черного дыма, плакали перепуганные дети. Такого здесь отродясь не было.

«Забирай деньги, документы!»
Склады войсковой части 96558, где случился пожар, расположены на границе Самарской и Оренбургской областей. Со стороны нашей губернии ближе всего к ним находятся три села, обосновавшиеся в национальном парке «Бузулукский бор»: Малое Алдаркино, Красная Зорька и Лесное. Причем от Красной Зорьки до складов по лесной дороге всего восемь километров, а напрямую - так вообще пять с половиной. Рядом с частью - военный городок, известный в тех краях как 14-й километр. Неподалеку расположились села Оренбуржья - Колтубановка и Партизанка.
Ближе других к опасным складам находится дом 87-летней Анны Николаевой, жительницы села Красная Зорька. За ним возвышаются вековые сосны, а вдоль забора проходит грунтовая дорога, ведущая в воинскую часть.
- Я всю жизнь тут прожила и много лет назад даже работала на тех складах, - говорит она. - Консервировала небольшие артиллерийские снаряды - длиной сантиметров по пятьдесят и в диаметре примерно как полулитровая бутылка. Мы доставали их из ящиков, смывали с них старую смазку, окунали в новую и складывали обратно в ящики.
По словам женщины, военные постоянно пополняли хранилища.
- Незадолго до происшествия мимо моего дома в сторону военного городка регулярно проходили колонны крытых машин. Я думаю, они снаряды возили. Туда едут груженные, а обратно порожняком возвращаются.
О том, что произошло 11 июня, пенсионерка вспоминает с содроганием.
- Днем я сидела дома. Вдруг ка-а-ак шарахнет! Потом еще и еще! Аж стекла задрожали! Выхожу на улицу, вижу: черный дым над бором поднимается. И соседка мне кричит: «Забирай деньги, документы, говорят, 14-й километр горит и огонь по соснам к нам может дойти». У меня аж руки и ноги затряслись. Тут полиция понаехала, стали поторапливать. Я растерялась и не хотела сначала никуда ехать. Но две женщины в форме уговорили меня. Не отходили от крыльца, пока я не вышла.

Сбылось пророчество отца
Всерьез перепугался и 6-летний Дима Матвеев - житель села Малое Алдаркино, что в трех километрах от Красной Зорьки.
- Я когда услышал взрывы, сильно испугался дыма и заплакал, - признался мальчишка.
- Про склады в бору я слышал еще от своего папы, - рассказывает брат Диминой бабушки, Юрий Николаев. - Они там с начала 1940-х. Покойный отец говорил, что склады рано или поздно загорятся, и тогда Бузулукский бор назовут Красным. И когда грянули взрывы и поднялось облако дыма, я понял: отцовское пророчество сбылось.
Вскоре в село приехали полицейские, сотрудники МЧС, представители администрации и велели всем уезжать.
- Они прямо не говорили, что произошло, - вспоминает мужчина. - Только сказали, что есть серьезная угроза. Сказали собрать все самое необходимое и немедленно эвакуироваться. К нашему дому подъехал автобус. А у нас бабушка старенькая, ей 90 лет, и она уже не ходит. Мы посадили ее в кресло и понесли. Полицейские помогли занести ее в салон.
- Когда автобус тронулся, мы увидели, что дым на нас идет, и тогда мы сильно напугались, - вспоминает 91-летний ветеран ВОВ из поселка Лесное Кирилл Трофимов.

Гостям подали пельмени
Вечером 11 июня из трех сел в радиусе десяти километров от складов вывезли 101 человека. Охранять опустевшие дома остались полицейские.
Большинство эвакуированных разъехались по родственникам. А 15 человек, в основном пожилых, спасатели на двух автобусах привезли в общежитие Борского техникума.
- К встрече жителей у нас уже все было готово, - рассказывает вахтер Наталья Чурина. - Об этом позаботились представители районной администрации. Мы подготовили 52 койки, при необходимости могли и больше. На ужин в местной «Кулинарии» для эвакуированных приготовили пельмени нашего, борского, производства.
Людей сразу разместили, накормили. Но многие сильно переживали за оставленное на произвол судьбы жилье и имущество.
- Два раза вызывали «скорую», - продолжает Чурина. - Давление скакнуло у пенсионеров. Утром гостей накормили беляшами. Успокоить людей приехали психологи МЧС. В целом, все прошло нормально, паники не было.
Домой людей доставили вечером 12 июня.

Снаряды до Самарской области не долетели
О том, что происходило в эпицентре пожара, сообщала пресс-служба оренбургского ГУ МЧС. По ее данным, огонь возник в 16.06 на одном из складов, где хранятся артиллерийские снаряды.
- На пожарище сбрасывали воду с двух самолетов ИЛ-76, самолета-амфибии БЕ-200 и вертолета МИ-8, - говорили спасатели. - На борьбу со стихией привлекались служащие 1001 спасательного центра МЧС и даже специальные роботы. А всего в тушении участвовали 849 человек и 155 единиц техники.
В Оренбуржье, так же как и в Борском районе, полным ходом шла эвакуация из детских лагерей отдыха, реабилитационных центров и поселков, находящихся в опасной близости от горящих складов.
13 июня пожар ликвидировали. 36 саперов занялись поиском неразорвавшихся боеприпасов. Было обнаружено 1005 снарядов, которые тут же отправили на утилизацию.
По информации пресс-службы ГУ МЧС по Самарской области, до нашей губернии снаряды не долетели. Очаги пожаров тоже не замечены.

Оценят ущерб и накажут виновных
И все же территория НП «Бузулукский бор» пострадала из-за взрывов. По словам замдиректора нацпарка Валентина Баранкина, склады расположены на их территории. Выгорело около девяти га леса. И сейчас пламенем охвачены еще два гектара. К тому же, неизвестно, сколько еще пожаров может возникнуть из-за детонации разлетевшихся и еще не найденных снарядов.
- После того как режим ЧС будет снят, мы подсчитаем нанесенный нацпарку ущерб, - говорит Баранкин. - Наши расчеты направим в Минприроды России. Там уже будут решать, что делать дальше. Возможно, станут требовать компенсацию у Минобороны.
Тем временем Приволжское управление гидрометцентра ночью 12 июня в населенных пунктах Борского района Самарской области брали пробы воздуха для проверки на содержание продуктов горения. Концентрации диоксида серы, диоксида азота и оксида углерода оказались в пределах санитарных норм.
Свое веское слово по поводу ЧП 15 июня сказала военная прокуратура Центрального военного округа. По данным пресс-службы ведомства, на складе в Оренбургской области выявлены грубейшие нарушения при утилизации боеприпасов.
- Проверка установила, что командование под предлогом ускорения вывоза боеприпасов к местам их уничтожения в нарушение законодательства организовало работы в выходной день, - говорится в сообщении прокуратуры. - Из-за некачественного досмотра на КПП части военнослужащие беспрепятственно проносили на склад зажигательные принадлежности и курили в непосредственной близости от боеприпасов.
Также установлено, что боеприпасы и порох не были закупорены, подвергаясь воздействию прямых солнечных лучей и атмосферных осадков.
В связи с этим прокуратура внесла в адрес командующего войсками ЦВО представление об устранении нарушений закона и наказании виновных. По факту пожара на складах СК РФ возбудил уголовное дело по статье «Нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих».

Анна Николаева
Наталья Чурина
Дорога до опасной зоны закрыта для посторонних
Юрий Николаев
Дима Матвеев

Версия для печати