Евгений Борисов: «Нельзя 20 лет на одном месте торговать семечками!»

Чтобы выжить, предпринимателям необходимо подстраиваться под новые условия рынка и научиться грамотно «упаковывать» свои проекты

Руководитель департамента развития предпринимательства министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Евгений Борисов рассказал «Репортеру», почему малым предпринимателям важно уметь пользоваться государственной поддержкой.

Развиваться, чтобы выжить!
- Как на фоне других регионов страны в Самарской области живется представителям малого бизнеса?
- Довольно неплохо. Согласно анализу, проведенному в прошлом году очень уважаемой общественной организацией «Опора России», по условиям комфортности для предпринимателей и развитию инфраструктуры 63-й регион находится в пятерке лидеров.
- В каких секторах экономики у нас развивается класс малых и средних предпринимателей? Какими видами бизнеса сегодня они предпочитают заниматься?
- Каждый живет (или выживает) по-своему. В городских округах - бизнес один, в сельский районах - другой. Структура там тоже неоднородная. У нас 30% населения занимается предпринимательством. Одни в торговле, другие в сфере услуг, третьи производят товары. Понятно, что торговля занимает львиную долю, потому что период окупаемости здесь намного короче. Следом идет рынок услуг.
Казалось бы, создавать программы поддержки нужно, в первую очередь, для производителей. Но представьте себе ситуацию, когда в отдаленном селе стоит один-единственный магазин, где торгуют продуктами и бытовыми товарами. Или это аптека, или парикмахерская. Если не помогать таким предпринимателям, то в определенный момент населенный пункт останется отрезанным от последних благ цивилизации.
С другой стороны, сами предприниматели должны понимать, что нельзя по 20 лет торговать семечками на рынке. Нормальных денег так не заработаешь. Сегодня, чтобы выжить, необходимо подстраиваться под новые условия рынка, развиваться, вкладывать средства в модернизацию.

Права и обязанности
- На ваш взгляд, механизмы поддержки предпринимательства работают успешно? И так ли все просто: организовал свой бизнес, пришел за деньгами, получил субсидию и живи себе припеваючи?
- Знаете, я сам 16 лет занимался бизнесом. Начал еще в 1989 году, когда только вышел закон о кооперации. В то время приходилось надеяться только на самого себя, государство и не думало никому помогать. Сейчас ситуация изменилась кардинально. За последние пять лет объемы финансирования программ, направленных на поддержку предпринимательства в Самарской области, увеличились почти в 24 раза! В регионе создано пять бизнес-инкубаторов, 25 микрофинансовых организации, один из мощнейших в России гарантийных фондов, который в тяжелый кризисный год смог помочь множеству предпринимателей удержаться на плаву, сохранить рабочие места. Мы создали уникальный инструмент поддержки - это субсидия на первый лизинговый платеж. Она может составлять до 30%, но не более 1 млн рублей. В результате только за последние три года было создано девять тысяч новых рабочих мест и на 61% увеличился объем поступлений налогов от субъектов малого бизнеса.
Но, с другой стороны, получая серьезную поддержку, бизнесмены подчас совершенно не защищены от проверок пожарной, санитарной инспекций, экологической или миграционной служб. Ведь, в случае поступления жалоб на предприятие, его могут просто «задушить» штрафами. Поэтому предпринимателю важно знать не только свои права, но и обязанности. Сегодня мы планируем разместить в налоговых органах региона стенды, где бизнесмены смогут получить всю необходимую информацию.

Заточить оружие
- В чем заключается специфика работы с инновационным бизнесом?
- Помните, как в «Мальчише-Кибальчише»: есть и пушки, есть и снаряды, да стрелять некому. У нас примерно так же. Предприниматели, работающие в сфере инновационных разработок, не спешат пользоваться инструментами поддержки, которые для них разработало и внедрило государство (это и центры развития, и ассоциация малых инновационных компаний, и венчурный фонд). Малому и среднему бизнесу нужно научиться грамотно «упаковывать» свои проекты, предлагать их инвесторам и «бизнес-ангелам» (частным инвесторам, вкладывающим свои деньги в интересные им проекты на этапе создания предприятия в обмен на возврат вложений и долю в капитале. - Прим. «Репортера»), чтобы те помогли вывести готовый продукт на рынок. Для этого в Самарской области создана богатая инфраструктура.
Когда два года назад мы создавали ассоциацию малых инновационных предприятий, то ее костяк составили научные объединения, образованные на базе областных вузов - самарских аэрокосмического, медицинского и тольяттинского госуниверситета. Вокруг них сгруппировались другие малые предприятия, нашедшие свою нишу в здравоохранении и инженерных отраслях. И первая сложность, с которой мы столкнулись, - это необходимость максимально четко и точно просчитать, какова будет коммерческая выгода, на каком этапе и сколько нужно вложить средств в развитие идеи и когда бизнес начнет приносить прибыль. С подобными венчурными инновационными проектами работают инвесторы, не нацеленные на быстрый возврат денег. Сегодня мы стараемся работать и с ними, чтобы они умели выискивать потенциально успешные идеи и разработки, правильно «вытаскивали» их на рынок, давая инновационному бизнесу развиться. Проще говоря, оружие у нас есть - надо, чтобы оно было обоюдоострым, а участники рынка научились с ним мастерски обращаться.

122 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства зарегистрировано в Самарской губернии

На 38% выросло за последние годы количество малых предприятий

Версия для печати