Модератор пленарной сессии Александр Аузан, декан экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, отметил, что за последний год с экономикой России произошло "маленькое русское чудо", но уже сегодня надо думать о более долгосрочной перспективе. "В условиях сильнейшего внешнего давления экономика показала чрезвычайно высокую адаптивность. Значит ли это, что мы сейчас с оптимизмом смотрим в будущее? Все, на мой взгляд, сложнее, потому что, с моей точки зрения, как многие экономисты считают, трудности нарастают и будут нарастать - завтра будет хуже, чем послезавтра, и нам нужно думать о послезавтрашнем дне", - пояснил модератор.
"Первое, что лежит в основе нашего потенциала роста, - это отказ от шаблонов. Вместо импортозамещения надо определить путь развития собственных компетенций, и в России есть множество примеров успешных компаний, которые в том числе известны на мировой арене и которые нашли собственный путь развития", - сказал Кирилл Липа, генеральный директор АО "Трансмашхолдинг". Еще одна точка роста, по его словам, - в преодолении вызовов с сохранением и восстановлением торговых и финансовых структур, на разрушение которых направлена санкционная политика.
В ответ на вопрос модератора, что будет с российской экономикой на отрезке 2040-х годов, Петр Фрадков, председатель ПСБ, высказал мнение, что она будет сконцентрирована в отраслях высокотехнологичного сектора.
"Экономика России будет полностью сконцентрирована на том, что мы сейчас называем высокотехнологичным сектором (виртуальная реальность, большие данные, искусственный интеллект и пр.). К 2040-м годам это еще будет альтернативная ситуация, а уже к 50-м годам жить и работать оффлайн станет привилегией. В свою очередь, банки в том виде, в каком они существуют сейчас, умрут, но с учетом влияния онлайн-технологий и IT-индустрии они переродятся и предстанут в другом виде", - считает Петр Фрадков.
Катерина Тихонова, генеральный директор компании "Иннопрактика", в ходе своего выступления рассказала о реализуемом компанией экономически обоснованном импортозамещении, где обоснованность достигается через кооперационные механизмы между наукой, бизнесом и властью.
"Кооперация здесь - не что иное как консолидация заказа, которая осуществляется посредством анализа большого объема технологических запросов заказчиков и дальнейшей унификации технических требований к изделиям. Также в рамках консолидации происходит распределение рисков между основными игроками, в частности, отраслевыми. За последний год в рамках работы 16 совместных координационных советов с корпорациями-партнерами реализуется уже 180 проектов по внедрению новых российских технических и технологических решений, которые ранее поставлялись зарубежными производителями. Кроме того, перенесен из-за рубежа и размещен на российских предприятиях заказ на инновационно-технологическую продукцию на сумму 85 млрд рублей, а в кооперационные проекты в интересах корпораций-партнеров вовлечено более 360 российских предприятий", - рассказала Катерина Тихонова.
В заключение Александр Аузан отметил, что участники дискуссии обсудили темы, которые еще 50 лет назад казались фантазией.