В результате почти каждый второй горожанин делает импульсивные покупки, чтобы справиться с сильными эмоциями, например, стрессом или радостью. И часто приобретают то, чем в итоге почти не пользуются.
Большинство жителей Самары (87%) признались, что покупали вещи, которыми потом не пользовались. Причем 47% периодически продолжают совершать такие покупки, и чаще женщины, чем мужчины (49% против 36%). Из них 11% ответили, что часто сталкиваются с такой ситуацией - в основном это молодежь в возрасте 18-24 и 25-34 лет (12%).
Совершить необдуманную покупку большинство вынуждают скидки и акции (48%), а также личное эмоциональное состояние (58%), будь то какое-либо радостное событие или, наоборот, стресс. Последнему больше подвержены женщины, чем мужчины (49% против 39%). Любопытно, что близкие провоцируют на импульсивный шопинг чаще, чем лидеры мнений: 13% побуждают рекомендации друзей, знакомых или членов семьи, а 12% - отзывы блогеров. Также некоторые признаются, что на покупку ненужной вещи их могут уговорить продавцы-консультанты.
Чаще всего становится ненужным сразу после покупки домашний декор (42%) вроде декоративных подушек и подсвечников; гаджеты для красоты и здоровья (39%) - массажеры, эпиляторы и так далее, а также одежда и обувь (25%). У мужчин в этот список чаще попадают книги и журналы, бытовые гаджеты и электроника, а у женщин - спортивные товары и косметика. Помимо прочего, некоторым опрошенным оказались не нужны только что купленные игрушки, товары для хобби, стройматериалы, лекарства.
Треть (36%) жителей Самары столкнулись с такой ситуацией при покупке кухонных гаджетов. Так, у 37% на кухне стоит ненужная мультиварка. В перечень самых бесполезных по мнению респондентов кухонных устройств также вошли соковыжималка, вафельница, блендер и йогуртница. Такие товары пользуются высоким спросом на "Авито". Так, мультиварки на платформе в среднем продают за 1800 рублей, соковыжималки - за 2100 рублей, вафельницы - за 1300 рублей. Блендер "с рук" можно продать в среднем за 2700 рублей, а йогуртницу - за 1100.
Ненужные вещи предпочитают продавать или отдавать знакомым 52%, 38% респондентов убирают в шкаф и забывают об этом, а 35% просто не трогают их и оставляют на своем месте. 41% продают или отдают такие вещи на онлайн-площадках вроде "Авито". Причем так чаще всего поступает молодежь в возрасте 18-24 и 25-34 лет (29% и 32%, соответственно), а также москвичи (32%), жители Санкт-Петербурга (34%) и городов-миллионников (34%).
В основном (36%) опрошенные считают, что потратили на ненужные вещи в общей сложности не более 5000 рублей. По мнению 31%, на такие покупки ушло до 10000 рублей, а 18% считают, что еще больше.