Жильцы самарского товарищества собственников жилья «Партнер 24» (дом №41А на ул. Владимирской) обратились в суд с исковым заявлением к самарскому филиалу ОАО «Волжская ТГК». Их претензии касаются качества горячей воды в летний период: на вводе в многоквартирный дом она поставляется температурой не выше 220С при санитарной норме 60-750C. В остальное время горячая вода соответствует своему названию, поскольку горячее водоснабжение осуществляется уже по двухтрубной системе. Требование у жильцов простое - чтобы поставщик исполнял свои обязательства по поставке горячей воды надлежащим образом. 24 декабря в Арбитражном суде Самарской области пройдет предварительное слушание по этому «горячему» делу. «Репортер» сработал на опережение и разобрался в ситуации.
Чтобы получить горячую воду летом, жильцы дома-истца нагревают ее сами. На дворе - 21 век, «космические корабли бороздят просторы...», а они вынуждены по старинке кипятить воду в кастрюлях или устанавливать водонагреватели, что, понятное дело, оборачивается дополнительными расходами за потребленную электроэнергию. С аналогичной проблемой в летнее время сталкивается около половины населения области. Как правило, людям приходится сливать воду по 15-30 минут, пока «тепленькая не пойдет». При этом индивидуальные приборы учета бесстрастно фиксируют «пустое» потребление. В доме №41А на ул. Владимирской ситуация еще хуже: он находится в конце трубопроводной ветки, по которой в этот район подают горячую воду, поэтому «по пути» она остывает. И чтобы получить горячую воду необходимой температуры, жильцы сливают воду по несколько часов.
Как объяснил директор юридического центра «ПРАВО и ЖКХ» Вячеслав Мещеряков, защищающий права ТСЖ в суде, жильцы многократно обращались с жалобами на «холодную» горячую воду в мэрию и жилищную инспекцию.
- Осенью этого года после проверки дома инспектор ГЖИ по непонятным причинам составил административный протокол на председателя ТСЖ со штрафными санкциями в 10 тысяч рублей за ГВС ненадлежащего качества, - рассказал Мещеряков. - Доводы представителей ТСЖ - мол, температура воды уже на вводе в дом не более 22 градусов и в этом нет их вины - для представителей жилинспекции оказались неубедительными. Вскоре мы обжаловали протокол - суд встал на нашу сторону.
По словам Вячеслава Мещерякова, как раз накануне визита инспектора дом прошел независимую строительно-техническую экспертизу. Заключение специалистов - нарушений правил эксплуатации внутридомовых инженерных систем не обнаружено, все коммуникации исправны. А по-настоящему горячую воду люди не получают по вине ресурсоснабжающей организации.
ТСЖ написало в самарский филиал ОАО «Волжская ТГК» претензию, в которой потребовало в соответствии с условиями договора обеспечить поставку воды надлежащей температуры. Однако до начала отопительного сезона ситуацию энергетики не исправили. И ответили, что причиной «похолодания» в кранах являются профилактические ремонты, хотя в той же компании всегда «в наличии» графики плановых ремонтов, отключений и ограничений ГВС. А главная причина, по мнению теплоснабжающей организации, - слишком пассивное (!) потребление воды жильцами дома. Мол, построен дом недавно, и процент заселения слишком мал.
Выясниать позицию энергетиков «Репортеру» не удалось - теплоснабжающее предприятие до начало суда отказалось от комментариев.
Как отметил Вячеслав Мещеряков, если в этом иске жильцы не требуют финансовой компенсации, то в других случаях люди нередко добиваются перерасчета. Например, в этом году люди засыпали жалобами управляющую компанию ООО «Энерготехсервис» - требовали перерасчета за «холодную» горячую воду. Сделав жильцам возрат средств, УК подала иск на «ВоТГК».
- Экономя свои ресурсы, теплоснабжающее предприятие летом работает вполсилы, поставляя воду по одной трубе, - говорит Мещеряков. - Циркуляции не хватает, поэтому вода течет из крана отнюдь не горячая. Если ресурсоснабжающая организация не решит эту проблему, иски так и будут сыпаться, а предприятие - терпеть убытки.
В постановлении Правительства РФ №354 о предоставлении коммунальных услуг определены правила перерасчета: за перерывы в подаче горячей воды плата снижается так же, как и в случае с холодной водой, - на 0,15% за каждый час. За воду пониженной температуры - на 0,1% меньше за каждые 3 градуса отступления от разрешенных отклонений. Если из крана течет горячая вода с температурой ниже 40 градусов, то за нее можно платить как за холодную.
Горячее дело
Самарцы подали в суд на теплоснабжающую организацию с требованием «нагреть» воду