Грозит ли Самаре «лифтопад»?

«Репортер» поездил на «убитых» аппаратах и убедился, что долго они не протянут

Нет, ну вы просто вдумайтесь в эти цифры: в Самаре необходимо заменить почти 46% лифтов, то есть - больше 2,5 тысяч. Еще пара лет - и каждый второй лифт в многоэтажках города может стать опасным для жизни. Но легко сказать - заменить: специалисты посчитали, что на решение этой проблемы нужно больше двух миллиардов рублей. Без целевого финансирования, точно, не обойтись, а 5-летняя программа по развитию городского лифтового хозяйства в этом году завершает свою работу. Чтобы не допустить «лифтопада», министерство энергетики и ЖКХ Самарской области выступило с инициативой принять программу по развитию лифтового хозяйства региона.

Старье мое
Встретить новый лифт в старых домах Самары - большая удача. Здесь и без лифта проблем хватает: в первую очередь коммунальщики чинят крыши, меняют трубы, утепляют фасады и устанавливают счетчики. На ремонт лифтов - что останется. Ну, стенки покрасят, тросы смажут - и на том спасибо. «Репортер» решил проверить, что творится с лифтами в самом центре города - в Октябрьском и Ленинском районах.
Первая проверка - в доме №3 на пр. Ленина. Его жильцы разделились на счастливчиков (в семи подъездах лифты заменили по городской программе) и смирившихся (лифты остались старые). Нина Рогаткина оказалась в последней группе и уже 34 года, поднимаясь в лифте на свой шестой этаж, наблюдает одну и ту же картину.
- Дом 1978 года постройки, вот с этих пор лифт у нас и не меняли, - рассказала она. - К текущим ремонтам и простоям мы уже привыкли: традиционно 3-4 раза в год лифт не работает. Он уже давно выработал свой ресурс, и когда начинают скрипеть тросы, становится страшно - а вдруг свалится?
Для обитательницы девятого этажа дома №10 на ул. Челюскинцев Людмилы Кучма лифт - жизненная необходимость. Пенсионерка жалуется, что подниматься пешком к себе домой ей очень тяжело. Нелегко и лифту-пенсионеру - шутка ли, кататься туда-сюда 36 лет кряду.
- С нашим лифтом мы неразлучны с тех пор, как заселялся дом, - с 1974 года, - поделилась она. - За это время он и ломался, и балки на цветмет обрывали, и кнопки жгли, и стены пробивали до дыр... И сейчас у нас там дыра - над дверями кабины. В двух других подъездах дома ситуация аналогична нашей. А вот еще в одном подъезде лифт заменили - и то только потому, что старый не работал полгода.
Кучма и ее соседи неоднократно обращались и в ЖЭУ, и в управляющую компанию ЗАО «ПТС-Сервис», даже включали модернизацию лифта в план текущего ремонта на этот год. Но у коммунальщиков один ответ - нет денег. Так и живут - крестясь, когда нажимают кнопку нужного этажа...
Житель девятого этажа дома № 20 на ул. Больничной Александр Загуменников считает, что проводимый ремонт лифта в его подъезде - косметический: красят стены и смазывают машинным маслом тросы. К примеру, кнопки не менялись с 2005 года, и на многих стерты номера этажей, куда нажимать - непонятно. В кабинке - «интимный» полумрак, горит только одна из двух лампочек, а вентиляция залеплена жвачкой. 
- Нашему лифту почти 40 лет, и мы застреваем в нем с завидной регулярностью, - рассказал Александр. -  Видимо, у лифтовиков столько хлопот с одряхлевшим оборудованием, что ждать, пока тебя кто-нибудь вытащит, иной раз приходится несколько часов. Правление нашего ТСЖ «Мой дом» на собраниях жильцов не раз поднимало вопрос о необходимости замены лифтов, но это стоит бешеных денег.

Дорогое удовольствие
На обновление лифтов по целевой программе, рассчитанной на 2008-2012 годы, потрачено без малого 300 млн руб., в том числе в этом году - почти 54 млн рублей. Большая часть средств направлена на замену лифтов. Но итоги работы, мягко говоря, не впечатляют: за «лифтовую пятилетку» сотрудники спецпредприятий заменили в городе 246 комплексов, в том числе больше 80 лифтов с распашными дверцами образца 1940-50-х годов, от которых окончательно избавились еще в 2010 году. Модернизацию пережили 32 лифта. Для повышения безопасности эксплуатации запущены пять комплексов дистанционного контроля лифтов.
Программа завершается, а в городе остаются 2637 лифтов, чей возраст превысил «критический» - 25 лет. Такой срок службы оборудования установлен в техническом регламенте о безопасности лифтов. В домах муниципального жилфонда требуется замена 2314 лифтов, в домах ЖСК и ТСЖ - 323.
Если и дальше будут ремонтировать не более 300 лифтов в «пятилетку», то на обновление устаревшего лифтового оборудования Самары понадобится более 40 лет! А за это время успеют износиться и ранее модернизированные лифты.
Руководитель департамента ЖКХ администрации Самары Вячеслав Тимошин объясняет столь массовый износ лифтовых установок тем, что в 1970-80 годы повсеместно заселялись жилые дома повышенной этажности с лифтами с гарантированной жизнеспособностью в четверть века. Срок этот давно минул, а во многих домах коммунальщики продолжают латать почерневшие от времени кабины и чинить изношенные детали. Сразу заменить все отжившие свое лифтовые комплексы невозможно. В Самару современные лифты приходят из Подмосковья - с Щербинского лифтостроительного завода, стоимость одного комплекта достигает 1 миллиона рублей. В профильном ведомстве отмечают, что планы по замене лифтов полностью зависят от финансирования, которого, как всегда, недостаточно. По оценкам экспертов, на тотальное обновление лифтового хозяйства города требуется не менее 2,2 млрд. рублей. Видимо, ждать новых лифтов придется долго.

Тяжелы на подъем
И все-таки самарцы - счастливчики. Иначе как объяснить такой факт: каждый второй лифт в городе, по сути, опасен, а случаи гибели людей по вине неисправного оборудования единичны. Дело в том, что лифты регулярно обследуют и по результатам диагностики срок их эксплуатации продляют на несколько лет. Сотрудники Самарского инженерно-технического центра дают рекомендации по ремонту оборудования, необходимость замены лифтов также определяется экспертизой. Содержанием и ремонтом лифтов Самары занимаются ЗАО «Самаралифт», ООО «Титан», ООО «Лифтремонт» и другие предприятия. Их работу контролирует Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Директор ООО «Лифтремонт» Лидия Алкарева рассказала, что пока лифты находятся в перечне опасных объектов, к ним будут предъявляться особые требования безопасности.
- По внешним и техническим параметрам новые лифты, конечно, не сравнимы со старыми, хотя грузоподъемность остается прежней - до 500 кг, как и скорость - 1 метр в секунду, - говорит она. - Наше предприятие обслуживает более тысячи лифтов в разных районах города, из них большинство старого образца. Несмотря на то что оборудование действительно очень изношено, все-таки оно благодаря ремонту и замене деталей поддерживается в должном состоянии. Но даже если лифт неисправен, кабина не рухнет в шахту: сработают «ловители» - устройства, предназначенные для ее остановки и удержания. Еще из новых лифтов можно выйти в случае аварии, и в течение часа в них сохраняется аварийное освещение. В старых лифтах гаснет свет, и выбраться наружу без посторонней помощи нельзя.
По словам директора предприятия, старые лифты, несмотря на все ремонты, ломаются часто: аварийные бригады вызволяют самарцев из кабин 20-30 раз в месяц. Бывает и так, что в одном доме есть и новые, и старые лифты.
Как отметил исполнительный директор ООО «Лифтремонт» Анатолий Гурьянов, лифты, которые эксплуатируются больше 30 лет (каких в городе немало), обычно находятся в удручающем состоянии и не отвечают новому техническому регламенту о безопасности лифтов, действующему с 2010 года.
- В них необходимо менять все - от кабины до тросов, в том числе модернизировать машинные помещения, - подчеркнул Гурьянов. - В этом году по городской программе мы заменили 36 лифтов в жилых домах, четыре модернизировали, в 28 установили новое оборудование диспетчерской связи.
 
Любишь кататься, люби и платить
Гендиректор ЗАО «Самаралифт» Евгений Аброськин сетует, что лифты в городе и так на ладан дышат, а тут еще и домовой «бюджет» на их ремонт и содержание сокращается. К примеру, если сегодня жильцы одного подъезда девятиэтажки за пользование лифтом платят в месяц примерно 2500-2800 рублей, то с января 2013 года эта сумма может уменьшиться до 2300 рублей.
Сегодня в ведении предприятия находятся более 4000 лифтов, которые требуют постоянного ремонта.
- Люди в пьяном угаре выбивают двери кабин, подростки бросают горящую бумагу в шахты, из-за чего загораются кабели, жильцы разбивают лампочки, - рассказал он, - Иной раз лифтовая кабина превращается в туалет. Новый линолеум выглядит новым всего несколько дней. После замены оборудования история повторяется - мы едва успеваем все чинить. В месяц случается около 600 аварийных выездов!
Уже полгода предприятие через суд добивается от управляющих компаний выплаты долгов. «Жилищные организации Кировского района «Васко», «МП «Металлург»  и «МП «Энергия» задолжали за более чем полгода почти 14 млн руб. В должниках числятся и компании Ленинского района МП «Коммунальник» и ООО УК «Коммунальник», которые не заплатили в целом около 10 млн рублей. Кроме этого, исчезнувшая компания ООО «ДЕЗ-1» осталась должна 3,5 млн руб. В арбитражном суде Самарской области нам пока удалось вернуть примерно 10% от суммы неплатежей. В итоге лифты в многоквартирных домах в Кировском районе стала обслуживать другая компания. В Ленинском районе мы продолжаем работать», - сообщил Аброськин. - Конкурирующие компании снижают цены за обслуживание лифтов, тогда как, по расчетам Национального лифтового союза, на содержание и ремонт одного лифта требуется, как минимум, 4 тысячи рублей. Некоторые УК вообще отказываются оплачивать содержание лифтов, несмотря на договорные обязательства». 
Но есть и другая позиция. Председатель правления ТСЖ «Союз» Сергей Никонов, которого в октябре этого года руководство ЗАО «Самаралифт» обвиняло в незаконном захвате пункта лифтового хозяйства Железнодорожного района, рассказал, что он попросту заключил договор с компанией ООО «ОТИС Лифт», условия которой ему показались более выигрышными для товарищества.
- Если раньше на меня вешали производственный контроль за состоянием лифтов и работой специалистов и даже оштрафовали на 20 тысяч рублей за отсутствие в кабинах табличек с правилами пользования лифтовым оборудованием, то сейчас мы оплачиваем сумму по договору без каких-либо дополнительных условий.  

Лифты-убийцы
В этом году в губернии произошли три несчастных случаях в лифтовых шахтах. В Тольятти мужчина упал в лифтовой тоннель. Пострадавший возвращался с ночного дежурства 31 июля. Войдя в подъезд, он увидел открытые двери лифта и поспешил туда войти, однако кабины в это время на месте не оказалось, и он упал в шахту с высоты 1,5 метра. Мужчина получил тяжелые травмы. Позже было установлено, что сигнал о неисправности лифта поступил на пульт диспетчера ООО «Лифтэлектросервис» еще в час ночи, но сотрудники предприятия не поспешили принять меры. В итоге в отношении сотрудников лифтовой компании было возбуждено уголовное дело по статье 118 УК РФ «Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности».
В конце августа в роддоме Центрального района Тольятти на ул. Баныкина рабочего насмерть придавило кабиной в шахте лифта. В ходе следствия установлено, что оборудование было неисправно. В Самаре 12 ноября на ул. Блюхера в строящемся 9-этажном доме, который должен стать общежитием ПГСГА, в шахте лифта было найдено тело мужчины. Он скончался от травм, полученных при падении с шестого этажа. Лифт оказался не при чем, так как не был запущен в эксплуатацию. Скорее всего, человек погиб из-за собственной невнимательности. 

Программный подход
В многоквартирных домах Жигулевска, Новокуйбышевска, Отрадного, Похвистнево, Самары, Сызрани, Тольятти, Чапаевска - 11376 лифтов, многие из которых выработали срок службы в 25 лет и требуют замены. Как объяснил замминистра энергетики и ЖКХ Самарской области Сергей Ромашкин, ведомство выступило с инициативой принять целевую программу по развитию лифтового хозяйства региона.
- Многие жители губернии, особенно малообеспеченные, не могут своими силами заменить старые лифты, ведь это дорогостоящая процедура, - отметил Ромашкин. - Сегодня назрела необходимость решить эти проблемы программно-целевым методом, позволяющим сконцентрировать в рамках программы бюджетные и частные инвестиции и обеспечить максимальную результативность их использования. Основные программные мероприятия разработаны и проходят процедуру согласования. Предполагается, что программа будет реализовываться в течение ближайших пяти лет.   
Замминистра уверен, что принятие программы позволит в разумные сроки решить проблемы, возникающие при эксплуатации устаревшего парка лифтов, и создаст реальную возможность внедрения нового лифтового оборудования, изготовленного с применением современных технологий, в том числе энергосберегающих и экологически чистых материалов с повышенной пожаробезопасностью. Также это позволит снизить финансовые и трудовые затраты, возникающие при устранении аварий в лифтовом хозяйстве и сократить расходы на содержание устаревших лифтов, на 34 % снизит потребление лифтами электроэнергии.

Критический возраст
В Самаре из 9896 домов лифты есть в 1913 домах.
Всего в городе 5760 лифтов, в том числе в домах муниципального жилого фонда - 4162 лифта, в домах ЖСК и ТСЖ - 1598 лифтов.
Нормативный срок эксплуатации выработали 2 637 лифтов, что составляет почти 46% от их общего количества. В домах ЖСК и ТСЖ 323 лифта нуждаются в ремонте, в домах муниципального жилфонда - 2314 лифтов.
В рамках целевой программы по развитию городского лифтового хозяйства с 2008 по 2012 год на обновление лифтов потрачено почти 300 млн рублей, заменено 246 лифтов.
Источник: департамент ЖКХ администрации Самары.

Версия для печати