С тазиками в кровать
Центр города, улица Ярмарочная, 16. Этот дом был построен купцом Зарубаловым более ста лет назад. На фасаде здания до сих пор можно увидеть оригинальную зеленую плитку, а рядом - пилястры, украшенные женскими фигурами. Но увы, все это великолепие ветшает. А вслед за внешними признаками старения на головы жильцов буквально сыплются и другие неприятности.
Галина Волкова живет на четвертом этаже дома-памятника архитектуры. Над ее квартирой - старый чердак, на котором, как говорится, черт ногу сломит. Еще выше - прохудившаяся кровля, которую управляющая компания МП «Коммунальник» с весны не может починить.
- У нас 20 лет не было проблем, пока они не взялись регулярно счищать с крыши снег, - рассказывает Галина. - Мало того, что в этом году рабочие, сбивая сосульки, разбили нам два окна, так теперь каждый раз, как идет дождь, мы вынуждены подставлять тазики.
Недавно Галина с мужем сделали ремонт в квартире, выровняли потолки гипсокартоном. Но на месте стыка двух пластин образовалось пятно. Под ним стоит кровать, накрытая полиэтиленом.
- Гипсокартон может долго накапливать влагу, - волнуется Галина. - Как губка будет мокнуть, а потом в один момент просто рухнет.
Увы, заставить коммунальщиков устранить простую, казалось бы, проблему не получается с марта 2012 года. Управляющая компания и администрация Ленинского района строчат отписки - мол, примем меры. Обратившись в МП «Коммунальник», «Репортер» не услышал ничего нового.
- Выясним, - коротко ответила нам начальник производственно-технического отдела Ирина Ефремова.
А еще на чердаке дома расплодились мокрицы и через вентиляцию пробираются в квартиры.
- Я два раза вызывала дезинсекторов, - говорит Галина Волкова. - Но там где сыро, рано или поздно они появятся снова.
А если упадет?
Октябрьский район. Ураган, пронесшийся здесь летом, повалил сухой карагач на крышу дома №35 на проспекте Масленникова. Несмотря на неоднократные жалобы жильцов, дерево до сих пор не могут спилить. В результате оно в любой момент при сильном порыве ветра может рухнуть.
- Если упадет, то стеклопакеты и на втором, и на третьем этаже побьет, - говорит старший по дому Юрий Солодкий. - А если газовую трубу снесет, то мы тут все на воздух взлететь можем. Я звонил в горгаз - они говорят, что не ответственны за старые деревья.
В ЖЭУ жильцы дома обращаются чуть ли не каждый день, но безрезультатно.
- То им транспорт не дают, то нет пильщиков, - жалуется мужчина. - А тут работы-то на 20 минут.
Вообще управляющая компания «ПТС-Сервис» (в частности, 4-е ЖЭУ, обслуживающее дом), по мнению жильцов, халатно относится к своим обязанностям. Ремонт кровли не проводился уже давно, вытяжные трубы разваливаются по кирпичику. Водосточные трубы и отливы - в отвратительном состоянии.
В доме проживают 17 семей. Как утверждают в ЖЭУ, за домом числится долг - свыше 100 тысяч рублей. В то же время информацию о том, каким образом накопилась такая сумма, Юрию Солодкому никто предоставлять не хочет.
- А как же я со своими соседями разъяснительную работу вести буду? - спрашивает он. - Получается, в ЖЭУ не заинтересованы в том, чтобы эти долги им вернули?
«Репортер» несколько раз звонил в ЖЭУ, и каждый раз нам обещали, что дерево уберут. Последний наш разговор с коммунальщиками состоялся в четверг, 22 ноября.
- Пилить будем на следующей неделе, - ответили на другом конце провода. - Вы только машины рядом не ставьте...
Неправильный дом
Кировский район, Ташкентский переулок, 45. Этот шестиэтажный дом весьма странной для Самары конфигурации - из пенобетонных блоков, с острой двускатной крышей и двухуровневыми мансардами. Построено здание всего 12 лет назад, однако уже сейчас с его фасада начинает отваливаться каменная крошка. А в квартирах, особенно на верхних этажах, с приходом дождей и холодов начинается ежедневная борьба с сыростью.
Заказчиком строительства дома в 1999 году выступал городской департамент архитектуры. При этом, по словам недовольных жильцов, организация, возводившая здание, использовала самые дешевые материалы. И госкомиссия, которая принимала дом в эксплуатацию, по мнению жителей, просто не имела права подписывать документы. Однако все бумаги были подписаны, людей заселили в квартиры. Только жить в них в нашей климатической зоне просто нельзя.
- Дом был экспериментальным, построен якобы по европейской технологии, - говорит хозяйка 47-й квартиры Валентина Мисайловская. - Мы об этом не знали и таким образом стали подопытными кроликами в эксперименте. У нас военная семья, мы и без того помотались по всей стране, побывали в «горячих» точках. И когда, наконец, решили вернуться в Самару - выбрали этот домик, он нам показался красивым. Но уже через несколько месяцев начала течь крыша...
Когда Валентина с супругом Владимиром стали разбираться, в чем же причина протечек, оказалось, что между стенами и кровельными стальными листами нет утеплителя. А, несмотря на покатые края крыши, из-за мансардных окон на ней каждую зиму скапливаются метровые сугробы. Подтаивая и снова замерзая, они разбивают стыки кровли, отчего потолки квартир на верхних этажах покрываются разводами.
Промучившись какое-то время, Мисайловские вместе с соседями за свой счет вскрыли потолки, купили стройматериалы и кое-как утеплили квартиры. Чтобы добиться хоть какого-то комфорта, Владимиру и Валентине пришлось поменять окна, двери и утеплить полы. Но протечки продолжались, и тогда в 2006 году супруги подали на свою управляющую компанию в суд и выиграли - им удалось отсудить 30 тысяч рублей. Этого хватило, чтобы заново перекрыть и изолировать кровлю над квартирой. Но через три года все началось сначала.
- Мы живем в состоянии постоянного ремонта, - говорит Валентина. - Переклеиваем обои каждый год.
Не так давно управление домом взяла на себя компания «Васко», которая уже не раз оказывалась в центре скандалов. На все обращения людей здесь отвечают просто: нет денег. В частности, главный инженер компании Геннадий Солодов рассказал «Репортеру», что проблема жильцов им известна, но все упирается в вопрос финансирования.
- Пару лет назад планировался капремонт этого дома, - говорит Солодов. - Он даже стоял в титульном листе ожидания. Но увы, как выяснилось позже, денег, запланированных в городском бюджете, хватило бы только на ремонт половины крыши. Тогда департамент ЖКХ решил, что такие работы называть капремонтом будет не совсем корректно, и перенаправил средства на другой объект.
Впрочем, проблема с ремонтом упирается еще и в то, что Мисайловским не удается объединить жильцов дома. Людей, живущих на нижних этажах, не волнуют заботы соседей сверху. Некоторые и вовсе отказываются идти на контакт, предпочитая жить в сырости. Вот и выходит, что в отсутствии совета многоквартирного дома каждый продолжает бороться за свое коммунальное счастье в одиночку. А единственный выход, который предлагают работники ЖЭУ Валентине Мисайловской, - продать квартиру.
- Но я не могу подсунуть людям такую «лажу»! - сокрушается женщина.
Вселенский потоп
Стихийное бедствие произошло в доме №3а на улице Рыльской в Промышленном районе 1 августа 2011 года, когда над Самарой прошел сильнейший ливень. Из-за дырявой крыши дождь в некоторых подъездах промочил насквозь все пять этажей!
- Вода хлестала из вентиляции, межблочных швов и даже из-под плафонов электроприборов, - вспоминает хозяйка 28-й квартиры Наталья Шамсутдинова. - Текло так, что залило всю мебель, плиту, компьютер. Мы целый час мокрые бегали по квартире, не успевали ставить ведра и тазики. Воды было по щиколотку. Быстро наполнили ванну, потом выливали ведра в унитаз. Это был настоящий кошмар!
Сосед Натальи на третьем этаже заканчивал ремонт. Когда на следующий день он приехал в свою квартиру, весь выложенный им ламинат от влаги буквально встал дыбом. Во всем подъезде после потопа четыре дня не было электричества.
- Мой маленький сын после этого потопа начал заикаться, - говорит сноха Натальи, Васена. - По всем стенам теперь у нас разросся грибок. Это очень вредно для ребенка.
После того как квартиры в доме более или менее подсохли, их жильцы, вооружившись сделанной во время потопа видеозаписью, отправились в администрацию Промышленного района.
- Нам там сказали: «Ну что вы к нам пришли со своим негативом!», - рассказывает Наталья Шамсутдинова. - А куда мы должны идти? Звонили в ЖЭУ, после чего спустя неделю к нам пришли «проверяльщики», все сфотографировали, записали - и исчезли. А потом началась моя переписка с чиновниками и коммунальщиками. По объему с ней может сравниться разве что многотомник Дюма.
Сейчас с потолка в квартире Натальи продолжает течь при любом, даже небольшом, дождике. Впрочем, с этой бедой борется не одна она. Житель соседнего подъезда, пенсионер Виктор Митирев, тоже привык жить в сырости и темноте: из-за нее половину розеток и осветительных приборов замкнуло.
- Течет с тех пор, как дом построили, - говорит Виктор Романович. - Все 26 лет. На кухне висели шкафы, так они от влаги давно рухнули. Я половину квартиры отремонтировал, но за кухню и дальнюю комнату, где тазики каждую ночь наполняются водой с потолка, даже не берусь. Ко мне соседи снизу уже как к себе домой ходят, постоянно жалуются. Одному пришлось пять тысяч на ремонт дать.
Исправлять причину постоянных протечек никто не собирается. В результате некоторые жители выкладывает десятки тысяч рублей за то, чтобы наемные рабочие настелили новую кровлю над отдельно взятой квартирой. Но большинству жильцов такие траты не по карману.
Кстати, обслуживает злополучный дом управляющая компания «Жилищник», о которой мы уже не раз писали. Единственные ее представители, которые изредка попадаются на глаза людей, - это слесари. Бесплатно они могут только починить стояк или прочистить канализацию. Что же касается телефонов, указанных в квитанциях, то по ним отвечают крайне редко. «Репортер» за целую неделю упорных «прозвонов» не смог добиться от сотрудников УК внятного объяснения сложившейся ситуации.