«Я поверил в себя!»

Самарец избавился от пристрастия к наркотикам и теперь помогает другим начать новую жизнь

Сергей, за плечами которого семь лет наркозависимости, теперь работает в строительной фирме, воспитывает дочку. Как могло случиться, что молодой человек из благополучной семьи «подсел» на иглу? В откровенном разговоре с «Репортером» самарец поведал о том, как легко упасть на дно и как трудно подняться с него.

Героин был развлечением
Отец Сергея - высокопоставленный  сотрудник правоохранительных органов, мама - экономист. Никто из родителей не курил и не злоупотреблял алкоголем. Но вот сын чувствовал себя брошенным и ненужным.
- Порой родители конфликтовали, до сих пор помню звук битой посуды, когда они ругались, - рассказывает Сергей. - Когда был маленький, меня это пугало. Я ложился в свою кроватку и плакал. Потом привык к этим скандалам. В итоге нашел отдушину - улица и друзья.
Из-за тяжелой обстановки в семье Сергей перестал учиться. Чтобы сына не выгнали из школы, родители постоянно оплачивали там ремонт. Но терпение у педагогов все же лопнуло, и они заявили, что лучше перевести ребенка в другое учебное заведение.
- Я поменял четыре школы. Но меня это не волновало. Я привык, что мне покупают все, что захочу. У меня всегда были деньги на карманные расходы. Едешь на велосипеде, а в сумочке для гаечных ключей - пачка купюр. Появились подобные друзья, и я совсем перестал учиться, начал курить.
В десятом классе Сергей впервые понюхал героин.
- Родители ничего не замечали, - продолжает Сергей. - Отец купил мне машину, когда мне было всего 17, и я разъезжал по городу без прав. Меня останавливали, задерживали - отец приезжал и «разруливал» ситуацию. Вседозволенность полная!
После школы Сергей поступил в университет на юрфак. Учиться помогали папины деньги.
- Никто особо на обращал внимания на изменения в моем поведении. Родители привыкли жить по схеме: «дали мне денег - я от них отстал». В вузе преподавателям даже мысль в голову не приходила, что парень из такой хорошей семьи может быть наркоманом.
В 21 год Сергей начал колоться.
- Наркоман, у которого покупали первую дозу, предупреждал нас: «Не стоит, будете мучиться». Но это только раззадорило меня...

18 курсов
Жизнь шла по накатанной. Сергею было наплевать на все скандалы в семье. Его теперь заботило лишь то, когда появится новая доза. Молодой человек начал красть у родителей деньги и золото. Они попытались было начать контролировать сына, но сын мастерски отмазывался.
- Мама с папой не хотели верить в то, что я - наркоман, - уверен Сергей. - Моя девушка тоже ничего не замечала. Мы поженились, родилась дочка. Но ситуация только усугублялась. О том, что употребляю наркотики, я однажды  признался родным, но только потому, что это уже не удавалось скрывать. Я связался с «криминальными» парнями, попадал в милицию, отец меня, как всегда, вызволял. Родители отвозили то в одну клинику, то в другую. Я соглашался, чтобы не доставали. Но на самом деле только играл в больного - бросать наркотики я не собирался.
За несколько лет Сергей прошел 18 курсов реабилитации, но каждый раз срывался. Трезвым он стал ненавидеть всех и вся. Больше всего раздражали нехватка денег и зависимость от зелья. При этом Сергей успокаивал себя, что сможет бросить колоться в любой момент, если захочет.
- Осознание, что я на самом деле зашел слишком далеко, пришло лишь после похорон моего отца, - признается Сергей. - Ко мне подошли его друзья и сунули деньги в карман со словами: «Это для твоей семьи». Они не знали, что я колюсь, отец скрывал это ото всех. Как только я почувствовал в руке деньги, мне стало не до отца. Закопали - и по фигу! Я уже проклинал и похороны, и то, что надо ехать на поминки. Подсчитывал, на сколько доз мне хватит этих денег. Наркотики оказались дороже отца.

«Сложно простить себя»
Вскоре Сергей оказался в клинике. В палате ребята читали книгу о программе избавления от зависимости, обсуждали и рассказывали о себе и своих знакомых.
- Впервые мне стало страшно, - говорит Сергей. - Три наркомана в точности описывали мою жизнь. Я ни слова не сказал, а мне все про меня рассказали. Но в то же время стало легче от мысли, что я не один такой. Перестал обвинять всех вокруг и принял факт: да, я - наркоман. Прошел курс, какое-то время держался. Потом все же сорвался, но впервые сам захотел завязать  с наркотиками. Также в первый раз по доброй воле пошел в реабилитационный центр. Мама тогда мне сказала: «Это последние деньги, которые я тебе даю».
Курс по программе «12 шагов» длился 35 дней. Сергей выполнял задания, хотя они порой давались непросто. Непросто рассказывать о себе правду другим. С интересом слушал лекции о зависимости и ее причинах, о человеческом бессилии.
- Я услышал ответы на многие вопросы, - делится Сергей. - Я давно думал: «Почему отец такой? Почему мама такая? Почему у меня не было никаких жизненных ценностей?». Очень тяжело перестать обвинять близких людей в своих бедах, тяжело «выплыть» из того привычного образа жизни и мышления. Сложно и простить себя.
Сергей до сих пор ходит на групповые занятия и помогает в реабилитационном центре таким же, как он. Он восстановился в университете, не заплатив ни копейки. Получил образование, организовал строительную фирму. Как он сказал нам, за это время у него ни разу не возникло желания снова взять в руки шприц.
- Я не хочу возвращаться к прежней жизни, - заканчивает Сергей. - Не раз мне предлагали «ширнуться», но я сдержался. Я поверил в себя, у меня произошла переоценка ценностей. Мне в радость проводить время с дочкой, работать. Теперь у меня нормальная жизнь!

Мнение специалиста
Нелли Волгина, врач-психиатр-нарколог медицинского реабилитационного центра «Ковчег»:
- Причин, по которым человек становится наркоманом, несколько. Сергей говорит, что это произошло из-за неблагополучных отношений в семье. На самом деле к этому обычно добавляются и особенности личности, и социальная среда. Семья, конечно, играет большую роль. В группе риска - дети из дисфункциональных семей, то есть таких, где есть разные проблемы, которые стремятся скрыть: алкоголизм, обиды, отсутствие доверия между детьми и родителями и т.д. Подростки стремятся уйти из дома, когда в там напряженная ситуация.
Лечение не будет эффективным, пока сам наркозависимый не захочет бросить «травиться», пока он не будет готов взять на себя ответственность за свою жизнь. Так случилось с Сергеем. Он остался без отца, у него родилась дочка - это стало сильной мотивацией для переосмысления себя, поэтому он начал выкарабкиваться. У Сергея появилась вера в себя, и он смог восстановить то, что разрушил.

Версия для печати